Нежелательные спецроссияне
21 июня 2012, 00:56 Автор: Нонна Дзиваева, продюсер PublicPost
В который раз попадается на глаза сообщение об очередном распоряжении какого-нибудь регионального УФМС об особом учете выходцев с Северного Кавказа. Буквально вчера это была история про дагестанца, который прописывался в Сургуте, и его попросили заполнить спецанкету для северокавказцев. Или вот еще знакомый студент из РГГУ рассказывал, что студентов-кавказцев перед тем как прописать в общежитие повели всех вместе в ближайшее отделение полиции катать пальцы. Эти инструкции появились не вчера.
Я и сама помню, как шесть лет назад мы с мужем прописывались в нашу новую, купленную по ипотеке квартиру. Собрали и понесли документы в паспортный стол. Но их не приняли. Тетенька в окошке увидела, что последнее место прописки у нас — Владикавказ, протянула обратно папку с документами и сообщила, что надо ехать в милицию сдавать отпечатки пальцев. Я попросила показать мне распоряжение, приказ, ну хоть какую-нибудь бумагу, объясняющую, почему я должна сдавать отпечатки пальцев. Но безрезультатно. Потом я просила дать мне письменное объяснение от самих сотрудников паспортного — и вновь безуспешно. Дома я села за компьютер и стала искать все положения и дополнения к положениям, касающихся правил регистрации граждан России в Москве. И ни в одном найденном мной документе не было ни слова про отпечатки пальцев у жителей кавказских республик.
 [показать]
Ну а потом я стала звонить в УФМС Москвы, откуда меня отправили в ФМС России. Оттуда меня отправили в МВД России, а оттуда в ГУВД Москвы. И везде мне говорили, что есть некое распоряжение то ли ГУВД, то ли МВД, а то ли ФМС. Круговерть моих телефонных звонков в итоге привела меня к самому первому моему собеседнику из миграционной службы округа, который, помня мой первый звонок, раздраженно заявил, что я вместо того, чтоб звонить и надоедать своими расспросами, давно бы уже приехала и сдала свои отпечатки. И не создавала бы проблемы ни себе, ни другим.
Тогда мы вместе с мужем составили письмо в отделение УФМС своего Даниловского района. Такое очень угрожающее. Перечислили все нарушения, допущенные сотрудниками паспортного стола, которые не приняли у меня документы, предъявляли незаконное требование пройти дактилоскопию, а потом отказывали мне в праве на информацию и доступ к несекретным документам. Ну а в конце письма сделали приписочку, что в случае, если нам все-таки откажут в регистрации в нашей квартире, мы будем вынуждены обратиться в прокуратуру. Ответ пришел незамедлительно. И было в том ответе, что действия сотрудников паспортного стола незаконны, а их требования несостоятельны, с ними проведена разъяснительная беседа. Ну а мы спокойно можем идти прописываться и никаких отпечатков пальцев сдавать не надо.
То есть понятно, что указание все-таки есть, у нас ведь требовали эти отпечатки. Но его все-таки нет, о чем свидетельствует ответ с подписью начальника районного УФМС. Что это? Ошибка рядовых сотрудников? Нет. Неужели весь отдел может ошибаться? Да еще так агрессивно, что я от бессилия расплакалась у того самого окошка.
Значит все-таки негласное, абсолютно незаконное указание. Указание, ничем не подкрепленное. Северный Кавказ не самый криминальный регион России. Например, в прошлом, 2011 году, первое место по уровню преступности в стране занял Забайкальский край. Там на одну тысячу человек согласно милицейской статистике совершается 14,7 преступлений. А вот, например, в Чечне на ту же тысячу человек совершается без малого два преступления. Ну и у кого надо катать пальцы?
Так почему же именно людей с Кавказа заставляют заполнять спецанкеты и проходить дактилоскопию? Они заведомо подозреваемые? Или данные спецанкет и отпечатки пальцев кавказцев помогут полиции бороться с преступностью в самом криминальном Забайкальском крае? Или эта информация нужна на будущее, ну там дело сфабриковать, придраться к неблагожелательной родне, которая осталась в ненадежной кавказской республике?
Или это звенья одной цепи по медленному, но верному отчуждению Северного Кавказа: отказ призывать кавказских ребят в армию, придумать особые условия регистрации, направить в школы письма с требованием указать, сколько кавказцев у них учится?
Чувство такое, что все это делается лишь для того, чтобы заставить почувствовать обычных людей из кавказских республик нероссиянами, иными. А обычные люди с Кавказа едва ли не единственные в России, кто не хочет отделения Кавказа. Потому что для них — это самый страшный сценарий, в котором территориальные споры легко перерастают в войны, а легко вспыхивающие межнациональные конфликты — в кровопролитие.
Если житель Орловской губернии легко может отмахнуться и сказать: "Да ну их, пусть отделяются и сами разбираются на своем Кавказе", то осетин или кабардинец руками махать не станут, потому что для них это вопрос жизни и смерти. И вот этим людям в навязчивой форме дают понять, что их патриотизм и не нужен вовсе, не надо России ни кабардинцев, ни чеченцев, ни ингушей. А если и надо, то вот так, на особом положении, с отпечатками и спецанкетами. И здесь уже не до патриотизма.