Есть такой человек – Владимир Владимирович Путин. Он баллотируется в президенты нашей страны.
8 лет он уже был президентом, и потом ещё 4 года недалеко стоял.
Многие его сторонники, как рядовые, так и высокопоставленные говорят о нём как о выдающемся руководителе. Мол навыки и знания полученные им при работе в разведке помогают ему разбираться в кадрах, чуть ли не насквозь он всех видит и эффективно управляет.
Я никогда не голосовал за него. Но когда он озвучивал свои первые президентские послания – в 2000, 2001, 2002 годах – я думал – ну может и не самый плохой вариант, дельные вещи говорит.
Что же мне тогда понравилось, и что из этого воплотилось в жизнь – об этом ниже. Я почти ничего не комментирую из нижеизложенного, отчасти потому – что комментарии и не нужны (см пассажи о недоверии граждан к гос-ву, о необходимости реформы судебной системы), отчасти – потому, что нет времени.
Далее выдержки из посланий президента Федеральному собранию Российской Федерации.2001
Ключевой вопрос любой власти — это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников. Однако
ни органы законодательной и исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительные структуры здесь еще недорабатывают, в результате нарушаются права и интересы граждан, подрывается авторитет власти в целом, и потому проблема эта носит политический характер.
Сегодня нам
крайне необходима судебная реформа. Отечественная
судебная система отстает от жизни и на практике мало помогает проведению экономических преобразований. Не только для предпринимателей, но и
для многих людей, пытающихся законно восстановить свои права, суд так и не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым; не говорю — всегда, но во многих случаях, к сожалению, это так.
Арбитражная практика также наталкивается на
противоречивую и невнятную законодательную базу. Ведомственное нормотворчество является одним из главных тормозов в развитии предпринимательства. Чиновник привык действовать сообразно инструкции, которая после вступления в силу того или иного закона часто вступает в противоречие с самим законом, но при этом годами не меняется. Это отмечалось уже сотни раз, но дело практически не движется. Правительство, министерства и ведомства должны наконец принять радикальные меры в отношении ведомственного нормотворчества, вплоть до полной отмены корпуса ведомственных актов в тех случаях, когда уже приняты федеральные законы прямого действия. Сегодня наша нормативно-правовая база — и я еще чуть позже скажу, как это связано с работой чиновничьего аппарата, — с одной стороны, избыточна, с другой — неполна. Законов принято даже слишком много, многие из них дублируют друг друга, но в целом ряде случаев так и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением узких, групповых или ведомственных, интересов.
В стране по-прежнему сохраняется неблагоприятный деловой климат; отток капитала превышает 20 миллиардов долларов в год. Суммарная капитализация российского фондового рынка составляет около 50 миллиардов долларов, тогда как, например, стоимость крупнейших компаний нашего ближайшего соседа — Финляндии — в пять раз больше. Сопоставьте размеры: крупнейшие российские компании, так называемые «голубые фишки», стоят в разы меньше, чем их зарубежные аналоги.
Очевидно, если сегодня не начать активно действовать, в том числе в осуществлении структурных реформ, — завтра можно войти в длительную экономическую стагнацию. Мы по-прежнему живем преимущественно в рентной, а не в производительной экономике.
Я убежден, виной сложившемуся положению дел является не только сопротивление реформам со стороны чиновничьего аппарата, хотя и таких примеров много, —
дело в самой системе работы и законодательных, и исполнительных органов власти. Сейчас она устроена так, что тормозит, а во многих случаях просто останавливает преобразования. Система защищает свои права на получение так называемой статусной ренты, говоря прямо, — взяток и отступных. Такой способ существования власти представляет угрозу для общества, для государства.
Он сам всё сказал. В 2001-м году. 11 лет назад.
Мы должны начать подготовку к административной реформе, и в первую очередь Правительства, министерств и ведомств, их территориальных органов, и пересматривать не только и не столько их структуру и штаты, но главным образом — функции органов власти. Неоднократные попытки сокращения аппарата управления, слияния и разделения ведомств не сделали Правительство и его органы ни более компактными, ни более эффективными. Достаточно сказать, что вместо этого число работников органов государственной власти и управления выросло с 882 тысяч в 1993 году до более чем миллиона в настоящее время.
Теперь о деловом климате в стране. К сожалению, права собственности еще по-прежнему плохо защищены. Качество корпоративного управления остается невысоким. Войны претендентов на собственность не прекращаются даже после принятия судебных решений, а сами решения часто основываются не на законах, а на давлении заинтересованных сторон.
Мы должны защищать права добросовестных приобретателей как недвижимости, так и ценных бумаг — любой собственности. Речь, разумеется, не только и не столько о собственности крупных корпораций, мы обязаны гарантировать права всех: и мелких собственников, и крупных, и отечественных инвесторов, и иностранных. Считаю, что Правительство и Федеральное Собрание должны уже в этом году проработать соответствующие законодательные акты.
Кроме того, надо ускорить принятие нового закона о приватизации, закона, который установит четкие и прозрачные правила продажи и приобретения государственной собственности и позволит покончить с политическими спекуляциями на тему о «продаже России». Разговоры на эту тему, к сожалению, продолжаются, время от времени раздаются требования отобрать, конфисковать и так далее. У нас уже было время, когда государство владело всем, абсолютно всем; чем это закончилось, хорошо известно.
2002Коррупция — это не результат отсутствия репрессий — хотел бы это подчеркнуть, —
а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками.
Чем выше барьер — тем больше взяток и чиновников, их берущих.
И мы
не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится в административный застой. В том числе — из-за непрозрачности в работе госаппарата. Для граждан он еще остается «черным ящиком».
Следует определиться с четким перечнем информации, которую госорганы обязаны делать публично доступной. И этот перечень должен быть утвержден законом. Это нужно и для развития гражданского общества, и для формирования цивилизованной предпринимательской среды.
У предпринимательства в целом — а малого в особенности — огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением. И прежде всего — со стороны надзорных органов и инспекций.
Издержки от такого надзора очень велики, а порой — абсолютно бессмысленны. Он зачастую осуществляется формально. При этом материальный ущерб от аварий, обвалов, пожаров и т.д. — не уменьшается. Заплатил за справку — и «гори себе на здоровье».
Нам нужны изменения в законы и подзаконные акты, которые уточнят и упорядочат полномочия надзорных органов.
А где можно — заменят их более эффективными мерами ответственности самих экономических субъектов. Действовать, конечно, в этом плане нужно очень аккуратно.
Считаю,
нам следует расширить практику комплексного страхования ответственности. За порядок в той или иной сфере страховая компания будет «отвечать рублем» — в отличие от чиновника, который в худшем случае рискует получить служебное взыскание.
Убежден —
развитие системы страхования рисков приведет не только к неизбежному сокращению числа надзирающих, но и к большей эффективности самой системы контроля и надзора в стране. Благоприятно повлияет на состояние казны, на предпринимательскую активность граждан.
Эти слова были сказаны в 2002 году, однако до пожара в «Хромой лошади» (до конца 2009-го года) сделано ничего не было, после пожара разговоры эти
вновь возобновились, Минэкономразвития вроде бы готовило проект постановления правительства, об обязательном страховании федерального недвижимого имущества, но … пока всё осталось разговорами (
кое что делается но до логического завершения дело всё ещё не дошло!!!).
Один из самых острых вопросов, вызванных отсутствием конкуренции и монополизацией производства и сферы услуг, — это
реформа жилищно-коммунальной сферы. И этот вопрос — в той или иной степени — затрагивает абсолютно всех.
С одной стороны, население платит все больше, с другой стороны — качество не растет. Государство тратит на дотации ЖКХ огромные средства, однако отдача от них остается низкой. В отдельных регионах разрешением кризисов, связанных с коммунальными проблемами, было вынуждено заниматься Министерство по чрезвычайным ситуациям. И подавляющее большинство присутствующих знают это не понаслышке и не из телевизора.
Очевидно, что вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений. При этом в первоначальную концепцию реформы ЖКХ были заложены затраты на поддержание технологически устаревших и крайне изношенных коммунальных систем, на все утечки и потери при доставке, и просто — издержки плохой работы предприятий ЖКХ.
Однако главная цель реформы — это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой подход поможет снять опасения наших граждан, что вся реформа ЖКХ сведется к голому повышению тарифов.
Основное, что предстоит сделать — это передать права распоряжения бюджетными субсидиями самим гражданам. Иначе — население обязывают становиться потребителем услуг нерационального и затратного хозяйства.
Монополизм в сфере ЖКХ не дает гражданам возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищных и коммунальных услуг. В этой связи хочу напомнить Правительству и руководителям регионов, что задачу повышения оплаты можно ставить только одновременно с развитием конкуренции, с проведением аудита затрат коммунальных предприятий и предоставлением жильцам прав на определение номенклатуры и объема жилищно-коммунальных услуг.
Только в этом случае у потребителя появится стимул экономить свет и тепло, а у производителя — применять энергосберегающее оборудование, ставить приборы учета потребления ресурсов.
Понятно, что ЖКХ - это ЖОПА. Но, всё-таки, 10 лет прошло. Что-то можно было сделать, довести до логического завершения.
Резюмируя – всё это, имею сказать следующее – никакой он ни эффективный менеджер. Никого он насквозь не видит и с кадрами работать не умеет.
Всё на что его хватает – точечные решения (яркий пример – Пикалёво), а со структурными преобразованиями и реформами – всё очень-очень плохо.
Говорят, что короля играет свита. Этого «короля» свита играет как хочет, какими бы не были его благие намерения. Увы.