Anika> Всеобщий синопсис или Система мнений - Реальный марксизм. Учение Маркса и Энгельса о реакционных народах
Константин или передёргивает, играя цитатами, или просто не разобрался.
Во-первых, практически все приведенные цитаты из классиков - они периода сразу после подавления европейских революций 1848. Во-вторых, как там в комментах кто-то справедливо заметил - это особый жанр, газетная публицистика. Жанр со своими целями и приёмами, и сильно не факт, что мнение автора совпадает с его точкой зрения. В-третьих, упущены многие нюансы и контексты.
Собственно, там же в ЖЖ кто-то расширил подборку:
Например про французов
"ничего иного нельзя было ожидать от этой варварской расы. Их нисколько не интересует форма правительства и т.д. и прежде всего они стремятся разрушить дом сборщика податей и нотариуса, изнасиловать его жену, а его самого избить до смерти, если удастся изловить» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. ХXI, с. 312)
Про немцев
"Наше отечество являет собой крайне жалкое зрелище. Без побоев извне с этими собаками ничего не поделаешь» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. ХXIII, с. 162).
Про русских
"Среди русской революционной молодежи, естественно, встречаются, как и повсюду, люди самого различного нравственного и умственного калибра. Но в среднем, - если даже принять во внимание все различие эпох и существенную разницу в окружающей среде, - она все же стоит, несомненно, гораздо выше, чем стояла когда-либо наша немецкая молодежь, даже в лучшую ее пору, в начале тридцатых годов» (К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия – М., 1967, с. 54)
И добавил контекста:
Задай себе вопрос: почему КМ и ФЭ не любили именно чехов и хорватов и любили мадьяров и ПОЛЯКОВ ?
Затем припомни, кто в 1848 бунтовал, а кто подавлял... Хорваты от мадьяров натерпелись побольше чем от австрияков, и с большим удовольстием их резали, когда пришла команда "можно". Ну а как чехи немцев любят, помнят 1946 год и Судеты.
Тут я кидал ссылку на обширную статью Карра (читать желательно всё же полностью по ссылке, а не только цитаты в топике, даже под спойлером):
Марксизм и национальный вопросНа том же именно основании Энгельс отвергал претензии датчан на Шлезвиг – датчане были лишь "полуцивилизованной нацией". А право немцев на княжества представляло собой "право цивилизации по отношению к варварству, прогресса по отношению к застою" [11]. Обычно принято относить это за счет немецкой предубежденности Энгельса. Однако Маркс, которого нельзя обвинить в пристрастном отношении к Англии, также не поддерживал в то время требований ирландцев [12]. Требования славянских народов империи Габсбургов, кроме польских требований, были отвергнуты с таким же возмущением в двух часто цитировавшихся статьях, направленных против Бакунина, которые Энгельс написал в 1849 г. [13] Все эти народы (кроме чехов, чью революционную борьбу в 1848 г. Маркс и Энгельс не раз хвалили [14]) были отсталыми, крестьянскими. Их победа означала бы подчинение цивилизованного Запада варварскому Востоку, города – деревне, торговли, производства, интеллекта – примитивному земледели
ю.
Не говоря о том, что всегда возможна ситуация типа "Будда писал "Все брамины - дерьмо", но потом пересмотрел свои взгляды" (с) Шекли. А классики как раз, похоже, взгляды со временем сильно пересмотрели - даже если газетные цитаты соответствовали их реальным взглядам образца 1848.
Фридрих Энгельс свободно говорил и писал на 20 европейских языках - в том числе и на русском. Свои письма к русским революционерам он подписывал «Федор Федорович». Ему приписывают высказывание "Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости".
Сам Карл Маркс выучил русский язык в возрасте 56 лет.