Итак, интервью с Александрой Валентиновной Сорокиной - директором муниципального казённого учреждения «Городской центр управления численностью безнадзорных животных» г. Ростова-на-Дону.
 [показать]
Здравствуйте. Меня зовут (нерасшифровываемые помехи в записи), я участник движения догхантеров – людей, самостоятельно борющихся с проблемой бродячих собак на улицах. Обращаюсь к вам в связи с вчерашней трагедией в Новочеркасске.
Не вы первый…
..что неудивительно, учитывая ваш род занятий. На самом деле, я безмерно благодарен за то, что пошли нам навстречу и согласились на это интервью. Репутация у нашего движения, мягко говоря, неоднозначная.
Не любят вас?
Именно. Что ж, я честно предупредил, что за такой жест доброй воли вы непременно получите ушат помоев от зоозащитников. Уточняю для того, чтоб не было недопонимания и неприятных моментов впоследствии.
Да мне, в общем-то, всё равно, и так поливают всем, чем только можно – и листовки клеят, и в интернете гадости пишут, и жалобами забрасывают. Хуже точно не будет. А вот наличие такого движения меня очень сильно удивило. Хотя… Наверное, это закономерно.
Да, действительно. Впрочем, я предлагаю обсуждение движения оставить за рамками интервью и начать говорить о вас. Точнее, о вашей профессиональной деятельности.
Давайте.
Вы директор МКУ ЦБЖ Ростова-на-Дону. Скажите, чем вообще занимается учреждение, какую деятельность осуществляет? Отлов?
ЦБЖ осуществляет деятельность по регулированию численности безнадзорных животных в Ростове. Мы стерилизуем собак, в бюджете заложены деньги на стерилизацию части безнадзорных животных, а также животных населения, содержим у себя некоторое количество, лечим, пристраиваем. Три дня содержим всех, потом перспективных пристраиваем, а больных и так называемых «безнадёжных» усыпляем. Осуществляем приём «отказных» животных от населения, проводим разъяснительную работу, координируем политику на уровне города.
Постойте, а, собственно, отлов?
Сам Центр занимается отловом животных только при чрезвычайных происшествиях. А на отлов безнадзорных животных в общественных местах заключаем муниципальные контракты с подрядными организациями. Уже несколько лет контракты выигрывает одна из них, мы очень тесно с ними взаимодействуем, Ловцы подрядчиков отлавливают собак, привозят к нам, также осуществляют подбор и транспортировку трупов до утильзавода, транспортировку стерилизованных собак для выпуска обратно на место отлова.
Выпуска? У вас действует программа «отлов-стерилизация-возврат»?
Не совсем. В бюджете заложена определённая сумма на стерилизацию безнадзорных животных. В Ростове-на-Дону программа ОСВ действует, в основном, применительно к кошкам. Собак стерилизуем в разы меньше. Проблема в так называемых "опекунах". Обязательное условие для возврата в место обитания стерилизованной собаки – наличие ответственного опекуна, готового не просто кормить это животное, но и отвечать за него, в том числе и за его поведение. На практике таких людей оказывается единицы. Но если жители пишут заявку, в которой просят отловить собаку, стерилизовать и вернуть под личную ответственность определенного человека (то есть, собака не проявляет агрессии) – мы это делаем. Хотя предупреждаем, что стерилизация не спасает от отлова в случае проявления собакой агрессии.
А просто отловить и утилизировать?
Да, это обычная практика. Обычно мы работаем по заявкам. Они могут быть как устными (от МЧС, полиции, различных государственных органов и т.д.), так и письменными. Для отлова безнадзорных животных на территориях предприятий, организаций достаточно письма руководителя. В первую очередь исполняются заявки, поступающие от руководителей детских дошкольных и школьных учреждений, больниц. От жителей мы требуем заявку с десятью подписями граждан. Если собака проявляет агрессию или доставляет неудобства другим путём, если жильцы домов собирают подписи и подтверждают это, то выезжает наряд ловцов и собаку отлавливает. Таким образом мы до проведения отлова получаем информацию, являются ли животные бесхозными и что нам с ними дальше делать.
Вот, кстати, по поводу этих десяти подписей. Я искал информацию в сети, наткнулся на упоминание и был сильно удивлён. К чему это? Предположим, меня облаяла бродячая собака – я не могу просто оставить заявку на отлов, мне что, для этого ещё и по соседям бегать, убеждать их подписаться? Зачем так усложнять?
Этого требуют обстоятельства. Понимаете, местные зоозащитные организации у нас давно как кость в горле. Они спят и видят, как бы прикрыть «усыпалку». Хотя, откровенно, я этого не понимаю. Они бьются за то, чтобы у нас в России система работала как на западе - а работа нашего учреждения максимально приближена к западной практике. Но вернемся к отлову. Бывали случаи – о самой что ни на есть бродячей писались заявления, что отловили и зверски убили дорогую хозяйскую собаку редкой породы. Поэтому десять подписей – это, в том числе, и страховка, подтверждение свидетелей о том, что собака действительно бесхозная, бродячая. Бывали случаи, когда соседи счёты друг с другом сводили и писали на их собак заявления в отлов… Понимаете, у них есть время писать жалобы, а нам приходится от них отбиваться. Приходится применять такие неудобные меры. Простая подстраховка. Тем более, проводя такой сбор подписей, мы даем фору местным зоозащитникам, возможность им самим вмешаться в судьбу животных и пристроить их до нашего вмешательства.
То есть за усложнённую процедуру вызова отлова следует благодарить местных зоозащитников?
По большей части, да.
Хорошо. Из этого логично вытекает следующий вопрос: как у вас дела обстоят с так называемыми «радикальными зоозащитниками» (мы называем их зоошизой)? Ну, теми, которые за собачек готовы убивать, кому плевать на всех, кроме любимых шавок? Нет усыплениям, город для собак и всё в этом духе. Судя по предыдущему ответу, таковые у вас имеются.
Да, к сожалению, это так. Местные зоозащитные организации – их две штуки – не на шутку нас возненавидели в своё время, сейчас ведут активную пропаганду против ЦБЖ. Не сдавать животных в «усыпалку», их там убивают… На ловцов постоянные жалобы идут, постоянно попытки нападений, машины портят…
Надеюсь, без членовредительства обходится?
Слава богу, пока без. Ловцам инструкции даны, при конфликтах молча уезжать. Это в Ростове. В других городах бывало.
Нет, я в смысле, ловцы сами не пострадали?
Не пострадали. Подрядчик старается набирать людей.. покрупнее, что ли. Ловцы под сто килограммов многие – даром, что все с высшим образованием.
Высшим ветеринарным, да? А сами вы – кандидат биологических наук?
Да, всё верно. Многие их них имеют дипломы с отличием.
Значит, найденная информация оказалась верной. Но вернёмся к зоорадикалам. Они всерьёз пытаются мешать отлову? Под газели не бросаются? А то был в Питере прецедент…
Нет, под машины не бросаются. Они по-другому пакостят: пишут пачками жалобы в прокуратуры. В Краснодаре у них получилось местный отлов в суде завалить, сейчас, по всей видимости, пытаются провернуть ту же схему.
Краснодар? Это ООО «Бастилия», которое в суде «убили» по отходам без лицензии и по адилину с прецедентом из другого решения?
Да, именно… Вы так подробно всё знаете?
Я в силу рода деятельности слежу именно за судебной практикой. «Бастилия» уже попадала в наши новости, читал решение суда не раз.
Ну а я дополню: в Краснодаре после этого отлова не стало. Вообще. Наш подрядчик Краснодарский край частично закрывает, вплоть до Сочи, но оттуда идёт какая-то волна в последнее время, целый вал жалоб. Мы поискали концы – оказались замешаны даже депутаты,
яблочники…
Это не те, случайно, что какую-то чуть ли не стостраничную брошюру про «бродячих собак как традиционное национально-культурное достояние» сваяли?
Меня пугает ваша осведомлённость…
Вы просто второй раз упоминаете то, что у нас мелькало недавно. )) А если окажется, что из Сочей вам гадит некто Семён Симонов, то можете звать меня Кашпировским.
Назову. Так и есть.
Чёрт… Это меня самого начинает пугать. Но постойте, через два года в Сочи же олимпиада, они хотят там угробить действующий отлов? Они не понимают, чем это закончится? Или, наоборот, прекрасно понимают…
Видимо, так. Не знаю, чего они хотят, но явно пытаются повторить Краснодар, завалить подрядчика, окончится это тем же. Скажу больше. Уж очень схема действий похожа на те, что мы наблюдаем сейчас в Украине перед ЕВРО-2012. Как по одному сценарию.
 [показать]
Охохо… И насколько всё серьёзно?
В конце года был момент, когда нас по жалобам этих, как вы выразились, «зоорадикалов», проверяло одновременно 6 прокуратур. Точнее, 18 жалоб, по каждой прокуратуры проверяли отдельно, по всем городам.
По Краснодарскому краю активное участие в развернувшемся "легальном терроре" службы по отлову принимает группировка, которая позиционирует себя экологическим движением. Сайт у них есть, «Кавказский узел», многие там отмечались. Там, кстати, и госпожа Новожилова отметилась (вы должны были слышать о такой), и наша «Новая волна» во главе с Водолазской и Агафоновым – активными яблочниками. Дружат ребята.
Пожалуй, в вопросе, что накануне принятия закона «Об ответственном обращении с животными» в - как вы выразились - зоорадикальном варианте, ребята дружно взялись за развал системы по отлову на юге, я с вами солидарна.
Да, недаром организации, с которыми тот Симонов был завязан, на западе считаются террористическими…
Расскажите, пожалуйста, подробнее. Нам это очень важно сейчас.
Обязательно, вне рамок интервью.
Спасибо огромное.
Не за что. ) Но вернёмся к нашим баранам – точнее, к нашим собачкам. Перейдём к теме, из-за которой я пошёл на нетипичный для себя шаг, примерил прокуренную жилетку журналиста и побеспокоил людей, находящихся через полстраны. Трагедия в Новочеркасске. У вас есть информация, как там обстояли дела? Ваши сотрудники говорили, что вы как раз туда ездили сегодня.
Да, я только два часа назад вернулась оттуда. Ребят попросили приехать, они дёрнули меня на всякий случай как ветврача, ну а я своим не могу отказать. Поехала.
Расскажите, что там произошло на самом деле.
Пять немецких овчарок…
Постойте. Прошу прощения за то, что перебиваю. Немецких? Не бродячих?
Немецких. Ну, точнее, полукровок или очень плохоньких немцев. Там ситуация вообще «весёлая». Жили эти пять овчарок у одного мужика на участке. Местные рассказали, год с ними воевали, двое покусанных только заявления писали – то есть, как минимум двоих эти собаки покусали. Минимум. У кого кур подавили, у кого ещё что. Люди рассказывали, с хозяином скандалили, заявления писали – хоть бы хны.
Нда. Будет сейчас кому-то за эти заявления головная боль. Стрелочники вырисовываются. Но что же хозяин сейчас? Спрятался и не показывается?
Ещё веселее. Хозяин, со слов местных, месяца три назад сел в тюрьму за неуплату алиментов.
Ничего себе…
Угу. Сожительница от этих собачек сбежала, как только они попробовали ей закусить. Какой-то друг – не друг, знакомый – не знакомый хозяина вроде как их кормил. Пришёл – доходяга какой-то, сказал, раз в день булку хлеба им через забор кидал, много они так наедятся… Заборчик там небольшой, метр с небольшим, что им тот забор – перепрыгнули и пошли пропитание искать. Вот пацан и подвернулся, видимо.
Очевидцы нападения были? Была ли возможность спасти ребёнка?
Нет, его нашёл местный житель уже растерзанного. Перегрызли горло, всего искусали, изорвали. Одна из овчарок оторвала ему руку и утащила в камыши. Её потом мужики где-то там же, в камышах, загнали и трубой по голове шарахнули – там глаз выскочил, всё… Она обратно бросилась на участок, через заборы прыгала, спряталась. Там её дохлую и нашли потом.
Взяла полутораметровую высоту забора после того, как ей трубой выбили мозги до смерти?
Ну там не полтора, чуть меньше… Или не меньше, не помню точно. Да, сбежала. Руку так и не нашли… Похоже, просто сожрали её.
Кошмар какой-то. Собак-то хоть в итоге прикончили? Или, как всегда, «собачки ни в чём не виноваты»? У полиции хватило смелости табельное использовать?
Собаки вчера сбежали, прятались где-то. А сегодня соседи, жители подтянулись, мужиков человек тридцать, ловили. Мы ещё приехали. Полиция потерялась где-то, мы не видели, но народу было много, не следили. С одной стороны, что им там было сегодня делать, трагедия-то вчера произошла. С другой стороны, никто сегодня про них и не вспоминал, народ сам пошёл расправляться с псами-людоедами. Мы ещё когда только приехали, перехватили двух местных тёток с пакетами – те сказали, идут собак кормить. После короткого разговора выяснилось: тётки по чьему-то совету напихали в котлеты таблеток и пошли травить.
Прошу прощения, а каких таблеток, не уточняли?
Не помню, что-то длинное, на «и».
Изониазид?
Точно. Это не вы посоветовали? Так без запинки произнесли сразу…
Не я. У нас из Новочеркасска нет людей. Но не исключаю, что добрые советчики взяли рецепт с нашего сайта. Хотя тогда добавили бы ещё одну таблетку другого препарата. Но да это не столь важно. Так что, собак потравили?
Нет, там просто толпа подошла к тому участку, где собаки попрятались – видимо, почуяли скорую смерть. Народ просто зашёл на участок – и всё.
Взяли в топоры?
Не знаю. Мне к этому времени было сильно дурно, там как раз место гибели ребёнка было, все кусты в крови, земля в крови, грязь вперемешку с кровью засохшей. И лежат вещи – шапчонка в пятнах крови, ботиночек, курточка. До сих пор отойти не могу, хоть и привыкла к подобному уже, но целиком никогда не привыкнешь.
Ужас…
Да, ужас… Собаки все отправлены на анализ по бешенству, из пяти на участке двое уже издохших было. Одна от разбитой трубой головы, а вторая, похоже, до этого там валялась уже давненько. От чего издохла, неизвестно, но жалобы на них были – видимо, кусали. Местные жители рассказывают, что она еще 7 января издохла. Теперь проверять будут. Если ещё и бешенство в очередной раз выявят – вообще весело станет.
У вас оно часто?
С завидной регулярностью.
Скажите, а в самом Новочеркасске отлову работать мешали?
Последние полгода практически не давали. У подрядчика даже контракт на 2012 год не заключён, отписывались от жалоб.
Значит, у кого-то из местной администрации большие неприятности. Так и просится на язык старое слово «халатность». Впрочем, я ухожу от темы… которая исчерпана. Список вопросов подошёл к концу.
Обращайтесь ещё, если возникнут.
Спасибо вам огромное за уделённое время. Надеюсь, особых неприятностей это интервью вам не доставит.
И вам спасибо. Рада была узнать, что ещё кто-то борется с этим всем. До свидания.
Всего наилучшего.