Известный кинодеятель Иван Охлобыстин на днях жёстко прошёлся по персоне Никиты Михалкова.
Известный кинодеятель Иван Охлобыстин на днях жёстко прошёлся по персоне Никиты Михалкова.
...Так вот. Судя по всему, Михалков экранизировал ФРОНТОВЫЕ БАЙКИ. Которые он, похоже, принял за чистую монету.
...
...Михалков эту тему не понимает и не может понять. Поэтика ненависти к начальнику и барину от него крайне далека - он сам барин и всегда был барином. Он не может понять чувств, которые простой человек испытывает к жопоголовому вышестоящему упырю - а потому и не способен их воспроизвести достоверно. Всё, что Михалкову в этом смысле доступно - это именно что «профессиональная антисоветчина». Которая писалась не простыми людьми, а начальниками, проигравшими другим начальникам, но начальниками по масти и породе быть не переставшими. Разумеется, это совсем другая антисоветичина, сконцентрированная на главных обидчиках, прежде всего - Сталине, который хоть и не добил «старую гвардию», но сильно опустил. Желание «макнуть Сталина в торт» идёт именно отсюда.
Соединение этой темы - для Михалкова нутряной и кровной - с фронтовой клюквой дало совершенно безумную смесь. Потому что картинки из серии «народное горе» и картинки из серии «начальские обиды» напрямую не монтируются. Это несовместимые смысловые ряды, и замыкание их друг на друга порождает чудовищ.
* * *
В принципе, творческий метод Михалкова не столь уж нов, даже в кино. Например, тарантиновское «Криминальное чтиво» снято по схожей технологии - это сильно переработанные и огламуренные полицейские байки[3]. Другое дело, что Тарантино применял приём сознательно, отлично зная, с каким материалом он работает, и не пытаясь делать вид, что это правда жизни. Михалков же КУПИЛСЯ на «правду жизни» и попытался подать её с натужным пафосом, который к такому материалу совершенно неприложим.