П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
27 мая 2008 года г. Ростов-на-Дону
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в расположении суда в составе: председательствующего заместителя председателя суда Житникова Ю.В., при секретаре Наговицыной Т.В., с участием государственного обвинителя - помощника военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону капитана юстицииПанова И.И., подсудимого В., защитника-адвоката Васильева В.А., представившего удостоверение № 2079 выданное Главным управлением МЮ РФ по Ростовской области 30 июля 2003 г. и ордер № 147, потерпевшего Д. и его представителя – адвоката Никифорова Ю.П. представившего удостоверение № 2637 выданное Главным управлением МЮ РФ по Ростовской области 15 апреля 2005 г. и ордер № 99, рассмотрел уголовное дело по обвинению военнослужащего по контракту войсковой части ----- младшего сержанта
В., родившегося 7 февраля 1900 года в Ростовской области, гражданина РФ, холостого, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, со средним профессиональным образованием, не судимого, на военной службе по контракту с июля 2007 г., проживающего в Ростовской области,
в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ,
установил:
22 июля 2007 г. около 2 часов, возле магазина «Ареал» на ул. Октябрьской с. Ключникова балка Неклиновского р-на Ростовской области, на почве внезапно возникших неприязненных отношений, желая причинить физическую боль Д., В., проявляя преступную небрежность по отношению к возможным последствиям, ударил Д. рукой в область головы. От этого Д. упал на бетонное покрытие и ударился об него головой. В результате падения Д. был причинён тяжкий вред здоровью в виде закрытой черепно-мозговой травмы, от которой в тот же день в больнице в 9 часов 45 минут наступила смерть потерпевшего.
Подсудимый В. виновным себя не признал и показал, что потерпевшего не бил, а находился в это время с другой стороны магазина и разговаривал с А., услышал крики, подошёл к бетонной площадке и увидел там лежащего Д.
Виновность подсудимого В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ, подтверждается следующими, исследованными в судебном заседании, доказательствами.
Допрошенный в судебном заседании потерпевший Дв. показал, что в 3-м часу ночи 22 июля 2007 г. С. привёз его сына Д. домой. При этом С. не сообщил, что произошло с последним. Сын самостоятельно передвигаться не мог и находился в бессознательном состоянии. Крови и видимых повреждений на лице и теле сына, он не видел. Он, Д., решил, что его сын находится в состоянии алкогольного опьянения, так как от него исходил запах алкоголя, и они с супругой уложили его спать. Утром его супруга Дв. сообщила, что сын не может прийти в себя и они отвезли его в больницу, где с ним врачи стали проводить реанимационные мероприятия. В тот же день в 10-м часу им сообщили, что сын умер.
Допрошенная в судебном заседании Дв. А.А. дала показания аналогичные показаниям Дв. В.И.
Свидетель А. показала, что около 2-х часов ночи 22 июля 2007 г. она стояла возле магазина «Ареал» на ул. Октябрьской с. Ключникова балка Неклиновского р-на в компании знакомых, которые употребляли спиртные напитки, и разговаривала с В. Вдруг В. пошёл к стоявшему примерно в 2-х метрах от них Д. и размахнулся рукой, после чего она увидела, как Д. падает на бетонное покрытие и ударяется об него затылком. При этом свидетель пояснила, что В. был недоволен общением Д. с присутствовавшей в тот вечер возле магазина С.
Свидетель Б. показал, что ночью 22 июля 2007 г. возле магазина «Ареал» он и Д. в компании с другими знакомыми употребляли спиртные напитки. В то время, как от Д. стал отходить А., В. подошёл к Д. замахнулся и ударил его в область лица. От этого Д. упал на спину и Б. услышал звук удара головы Д. о бетонное покрытие.
Свидетель С., показал, что ночью с 21 на 22 июля 2007 г., около магазина «Ареал», он со своими знакомыми, в том числе Д. употреблял спиртные напитки. Около 2 часов ночи он сидел в машине Д. спиной к происходящему. Когда он оглянулся, то увидел, что Д. лежит на спине. После того как он вышел из машины и подошёл к потерпевшему, А ему сообщила, что Д. плохо. Он помог погрузить Д. в машину и отвёз домой. Утром 22 июля 2007 г. Б. сообщил ему, что В. ударил Д. и от этого последний упал.
Из показаний в судебном заседании свидетеля А. следует, что незадолго перед падением Д. он разговаривал с Б. и тот, хотя и находился в состоянии алкогольного опьянения, но вёл себя адекватно и мог правильно воспринимать окружающую обстановку.
Данными, содержащимися в заключении повторной комиссионной судебно-медицинской экспертизы № 102/318пк, подтверждается, что у Д. обнаружена закрытая черепно-мозговая травма, причинившая тяжкий вред здоровью, которая состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти. Эта травма могла образоваться при падении и ударе левой теменно-затылочной областью головы о бетонное покрытие. Не исключено, что могло иметь место падение с приданным ускорением после толчка или удара. При этом не исключается, что толчок или несильный удар мог не сопровождаться образованием повреждений. Эта травма образовалась вероятнее всего за 3 – 12 часов до наступления смерти, не исключено, что она могла образоваться в срок, указанный в постановлении о назначении экспертизы, т.е. 22 июля 2007 г. в период времени с 0 до 2 часов. Время наступления смерти Д., указанное в карте стационарного больного - 22 июля 2007 г. 9 часов 45 минут, не противоречит данным о степени выраженности посмертных изменений, полученным при судебно-медицинском исследовании трупа.
Допрошенный в судебном заседании судебно-медицинский эксперт В. подтвердил выводы, изложенные в заключении комиссионной судебно-медицинской экспертизы и пояснил, что причинение этой травмы невооружённым человеком, например кулаком исключается.
В судебном заседании судебно-медицинские эксперты Б., Д., Х. подтвердили выводы, изложенные в заключении комиссионной судебно-медицинской экспертизы.
Из показаний судебно-медицинского эксперта Г. следует, что не исключено образование черепно-мозговой травмы у Д. в результате падения с высоты собственного роста с приданным ускорением на бетонное покрытие. Он был первым экспертом, проводившим вскрытие трупа Д., свой вывод о невозможности получения Д. этой травмы в результате падения сделал, не имея показаний свидетелей и других материалов дела.
На названном заключении повторной комиссионной судебно-медицинской экспертизы № 102/318пк суд основывает приговор, поскольку выводы экспертов согласуются с объяснениями указанных выше свидетелей - очевидцев происшедшего, с показаниями экспертов в судебном заседании, в том числе эксперта Г., не принимавшего участия в её проведении. Кроме того, в состав комиссии входили эксперты, имеющие высшие квалификационные категории и большой стаж работы по специальности, для проведения экспертизы им были представлены материалы дела, имевшиеся на момент проведения экспертизы, в более полном объёме
Действия В., которыйпроявляя преступную небрежность по отношению к возможным последствиям, ударил Д. рукой в область головы, от чего потерпевший упал и получил травму, от которой в тот же день скончался, суд квалифицирует по ч. 1 ст. 109 УК РФ.
Потерпевшими Дв. В.И и Дв. А.А. к подсудимому заявлены гражданские иски о компенсации причинённого преступлением морального вреда на сумму по 500 000 руб. каждому.
Поскольку сомнений в том, что в результате совершённого преступления потерпевшим был причинён моральный вред, не имеется, при определении размера компенсации этого вреда суд, в соответствии со ст. 151 ГК РФ, принимает во внимание степень нравственных страданий потерпевших, потерявших в результате действий подсудимого сына, который в их семье был единственным ребёнком. Также суд принимает во внимание, что подсудимым совершено преступление по неосторожности, его семейное и материальное положение, в частности, что он проходит военную службу по контракту в звании младшего сержанта, имеет на иждивении малолетнего ребёнка и уменьшает размеры заявленной компенсации подлежащей взысканию с подсудимого.
В качестве обстоятельства, смягчающего наказание подсудимого, суд признает наличие у виновного малолетнего ребёнка. При назначении наказания В. суд также учитывает, что он ранее не судим, по военной службе характеризуется положительно, участвовал в проведении контртеррористических мероприятий на территории Северного Кавказа, влияние наказания на условия жизни его семьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307 –309 УПК РФ, суд
приговорил:
Признать В. виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде 1 (одного) года лишения свободы в колонии поселении.
Меру пресечения В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить и до вступления приговора в законную силу содержать его в учреждении ИЗ – 61/1 ГУФСИН России по Ростовской области.
Срок отбывания наказания В. исчислять с 27 мая 2008 года.
Вещественное доказательство – медицинскую карту № 940819 на имя Д. после вступления приговора в законную силу передать потерпевшему Дв. В.И.
Гражданские иски потерпевших удовлетворить частично, взыскать с В. в качестве компенсации морального вреда в пользу Дв. В.И. 70 000 (семьдесят тысяч) рублей, в пользу Дв. А.А. 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Ю.В. Житников