Во вторник в Гренландии стартовал форум России, США, Канады, Дании и Норвегии – пяти стран, претендующих на природные ресурсы Северного Ледовитого океана.
Даже во времена холодной войны заполярный регион не был ареной столь ожесточенной борьбы, отмечает западная пресса. Из-за глобального потепления, обещающего таяние льдов, в Арктике сошлись экономические интересы прибрежных государств, которые трактуют международное морское право в своих интересах.
Датчане пытаются предотвратить конфликт, однако ставки в игре слишком высоки – под полярными льдами может находиться до четверти мировых запасов нефти и газа. И, хотя реальная "война за ресурсы" начнется лишь через несколько десятилетий, она неизбежна, признают аналитики.
Представители пяти государств планируют договориться относительно процедуры принятия решений о своих территориальных притязаниях, разъясняет немецкая Frankfurter Allgemeine. Так, Россия претендует на 1,2 млн квадратных километров вдоль хребта Ломоносова, который она рассматривает как продолжение своего континентального шельфа. Дания, со своей стороны, стремится доказать, что хребет является геологическим продолжением Гренландии.
Сталин в свое время провел прямую черту на карте от Мурманска до Северного полюса, а оттуда снова на юг, к Чукотскому морю: все, что оказалось внутри этих линий, и было Россией, пишет издание. Этот "секторный принцип" действует до сих пор.
Согласно Конвенции по морскому праву, продолжает FAZ, Россия может воспользоваться правом пользования и на территории, превышающей 200-мильную зону, – если, конечно, ей удастся доказать, что эта территория является продолжением российского континентального шельфа. Возможно также, что решение в споре вокруг Северного Ледовитого океана будет принимать Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге, поскольку океанские глубины являются так называемым общим наследием человечества и, таким образом, не должны быть оккупированы одним государством.
Британская The Independent полагает, что Дания делает последнюю, отчаянную попытку избежать "драки за Арктику". Однако остудить пыл конкурентов будет нелегко. "Нефтяной шок", связанный с ростом цен на нефть, подогревает и без того лихорадочное стремление выяснить, кому принадлежит океанское дно. Вопрос стоит на повестке дня уже давно – таяние льда происходит все быстрее, ледяной покров может исчезнуть уже при жизни следующего поколения. И все же пока в соревновании за Арктику все ограничивается многозначительными жестами, а потому в Дании надеются, что участникам форума удастся прийти к решению при посредничестве Организации Объединенных Наций.
На встречу пригласили лишь пять из восьми арктических государств – за бортом остались Швеция, Исландия и Финляндия, отмечает The Independent, а также права голоса лишили эскимосов, к которым относится большинство жителей Заполярья. Сама Гренландия, в которой проходит совещание, по-прежнему является автономной провинцией в составе Дании, и с потенциальными доходами от нефтедобычи связаны все ее надежды на обретение полной независимости. Это еще более снижает шансы на то, что Заполярье удастся оградить от опустошительного коммерческого освоения.
Во времена холодной войны Арктика представляла для великих держав стратегический интерес, напоминает во вчерашней статье для Frankfurter Allgemeine Сигфрид Тильбеер. Маршрут через Северный полюс был самым коротким путем от США до Советского Союза – то есть идеальным для стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет. Позднее Арктика стала интересна для подводных лодок, которые под покровом льда могли приблизиться к берегу гипотетического противника. Только весьма негостеприимная природа мешала массовому размещению здесь военных баз.
Причиной нового соревнования могут стать экономические мотивы. Из-за глобального потепления и таяния ледников, а также высоких цен на нефть разработка арктических месторождений кажется возможной в экономическом плане, хотя раньше ее считали слишком затратной. Речь также идет о контроле над морскими путями, так как Арктика, возможно, через несколько десятилетий освободится ото льда.
В августе прошлого года Россия установила флаг на глубине 4 км подо льдом Северного полюса, чтобы подтвердить свои претензии. Министр иностранных дел Канады Питер Маккей назвал эту акцию возвратом в XV век и намекнул, что Арктика является "канадской собственностью", власти Дании также заявили о собственных притязаниях, а Вашингтон отметил, что установка флага "не имеет правового значения". "На кон поставлено невероятно много денег", признает датский министр иностранных дел. Остается лишь надеяться, что в конечном итоге не будут обнаружены ни нефть, ни газ – до сих пор до конца понятно, существуют ли на самом деле эти месторождения, подчеркивает Тильбеер.
Даже в разгар холодной войны, когда под льдинами рыскали атомные подлодки, Восток и Запад признавали Северный Ледовитый океан нейтральной полосой, пишет британская The Times. И вдруг в наше время тонкая струйка воды от тающего льда переросла в мощный поток политических перемен, который грозит смыть былые соглашения и ограничения. В результате происходит старомодная колониалистическая схватка из-за дележа территорий – уже не ради создания новых империй, а за ресурсы.
Идею сохранения мира и стабильности в приполярной области поддерживают все, но все также знают, как много поставлено на кон. Международного договора, который регулировал бы деятельность в Арктике, не существует. В то же время под океанским дном может залегать до четверти мировых запасов нефти и газа, а также месторождения редких минералов, стоимость которых – миллиарды фунтов, пишет The Times. В период резкого взлета цен на сырье для всех пяти государств сильно искушение договориться между собой и начать бурение.
Однако технологии и политические соглашения, позволяющие это сделать, появятся еще нескоро, успокаивает газета. Выкачивать нефть за пределами своих вод страны научатся лишь через несколько десятилетий, а ускорение таяния льдов уже настолько сильно встревожило экологов, что активно лоббируется идея передачи Арктики под управление международной администрации. Тем не менее, уже сейчас некрасивая драка за ресурсы Заполярья чревата началом новой холодной войны, предупреждает издание.