Militarist> «Во боях под Ярцево во время Смоленского сражения в конце июля 1941 г советские войска захватили новые образцы немецких противотанковых ружей, пули которых прошивали наши танки старых типов. Проведенные испытания показали, что специальные пули из этих ружей пробивают и бортовую броню Т-34. Захваченную новинку срочно отправили в Москву.»
Максимум PzB-39 с остродефицитными вольфрамовыми пулями - 30мм брони, а у Т-34 борт 40-45. Ружья хотя бы эпизодически пробивающие такую броню с близкого расстояния выглядят вот так:
Самое легкое из них весит более 50кг.
Так что возвращаясь к разговору об окружении, вряд ли такие громоздкие железяки оттуда вынесли бы.
Militarist> На базе немецкого 7,92-мм противотанкового ружья PzB-39 был создан противотанковый гранатомет GzB-39 для стрельбы кумулятивной бронебойной гранатой. Гранатомет имел прицельную дальность 150 м, дальность действительного огня 300 м и бронепробиваемость на дистанциях до 125 м брони под углом 30 град к вертикали – 80 мм.
Ты еще доживи до возможности выстрелить со 150м в танк
. По опыту боев это мало кому удавалось, разве что в городе.
Militarist> 88-мм станковые гранатометы обр.1943 г появились на вооружении германской пехоты в 1944 г и представляли собой достаточно эффективное противотанковое средство. Своим видом они напоминали игрушечное артиллерийское орудие и весили 152 кг. Щиток представлял собой 3-мм лист броневой стали с окном для прицеливания. Ствол представлял собой 88-мм гладкостенную трубу длиной 1,6 м. Лафет позволял наводить гранатомет с мах углом возвышения ствола +25 градусов и углом склонения -20 градусов, горизонтальный обстрел велся в диапазоне 60 градусов. Наводка на цель производилась вручную, поворотный и подъемный механизмы отсутствовали. 88-мм реактивная кумулятивная мина весила 2,65 кг и на расстоянии 200 м пробивала 180-мм стальную плиту.
Вес 149кг. Так что при выходе из окружения на своих двоих опять же остается на сувениры противнику.
Militarist> 88-мм реактивное противотанковое ружьё Офенрор появилось в 1943 г и обслуживалось расчетом из 2 чел. Оно стреляло реактивными минами кумулятивного действия и на расстоянии 180 м пробивало лист броневой стали толщиной до 220 мм.
Прицельная дальность 150м, что крайне недостаточно для эффективной противотанковой обороны. Сам гранатомет вынести из окружения можно, запасы боеприпасов из-за громоздкости остаются на сувениры противнику.
Militarist> Ручной противотанковый гранатомет одноразового действия Фаустпатрон или Панцерфауст начал широко использоваться Вермахтом с августа 1943.
Прицельная дальность еще хуже чем у Офенрора. Из-за громоздкости в условиях окружения большая часть запасов одноразовых гранатометов остается на сувениры противнику. Именно так красноармейцам горы этих гранатометов и остались, из которых потом вовсю по защитникам Берлина палили.
Militarist> Существовала серия фаустпатронов в зависимости от эффективной дальности стрельбы: 30 м, 60 м, 100 м.
Причем модификация с дальностью стрельбы 100м по моему фактически не выпускалась, просто не успела на фронт.
Militarist> В зависимости от модификации Фаустпатрона его мина пробивала лист броневой стали толщиной от 140 мм до 200 мм. Несмотря на то, что Фаустпатрон считался оружием одноразового пользования, был организован сбор использованных стволов, которые затем вновь заряжались минами в заводских условиях.
Даже не вдаваясь в техническую возможность таких фокусов, просто сам характер боевых действий практически не давал возможности для таких фокусов: РККА шла вперед весьма шустро и поле боя обычно оставалось за ней. Причем часто бойцам РККА как раз приходилось собирать неиспользованные свеженькие Фаустпатроны: иногда прямо в ящиках, иногда из-под трупов.
Militarist> О масштабах использования Фаустпатронов говорит то, что на 1 ноября 1944 г в войсках имелось 1.048.000 единиц этого оружия. Их расход в том же ноябре составил 209.000 фаустпатронов.
Хорошая цифра, чтоб оценить их реальную, а не липовую, эффективность
Militarist> Всего за 6 месяцев, с начала октября 1944 г до конца марта 1945 г было выпущено 5.600.000 фаустпатронов всех модификаций. Наличие такого кол-ва фаустпатронов позволяло создать их плотность на 1 км фронта от 30 до 40 единиц, что резко ограничивало возможность действия для механизированных соединений союзников.
Да ничего оно не ограничивало, т.к. эффективная дальность огня крайне недостаточная. Грамотно организованное пехотное прикрытие плюс орудийный и пулеметный огонь просто не даст возможности массового и эффективного использования фаустпатронов. Какие-то шансы появляются только в городе, но там и без фаустпатронов у танков неприятностей хватало. Так что насчет резкого ограничения действий механизированных соединений вы тоже сильно погорячились. Да и чтобы реально противостоять механизированным соединениям нужно иметь сравнимую с ними подвижность: на своих двоих фаустники за танками не угонятся. Им бы на автомобилях на направление танкового рейда подъехать, а автомобили тоже в окружении теряются.
Militarist> В т.ч. советские танковые войска несли значительные потери от фаустпатронов. В боях НА ПОДСТУПАХ к Берлину (вне городской застройки) весной 1945 г потери танков от них составляли от 11% до 30%, а в уличных боях в Берлине – 70%
Большая часть этих потерь выпала на долю танкистов Конева, который такими быстрыми темпами рвался к Берлину, что пехотное прикрытие просто не поспевало за танками. У жуковцев танки шли с солидным пехотным прикрытием и артподдержкой и потери от фаустпатронов у них были даже ниже, чем от артиллерии: они как раз по-моему больше потеряли на подступах к Берлину, в основном от противотанковой артиллерии, чем в городских боях.
Militarist> После войны нач. ГАУ Красной Армии маршал артиллерии Н.Д. Яковлев сожалел, что «в ГАУ не нашлось активных сторонников такого оружия как Фаустпатрон». В итоге у нас так и не было создано оружия, подобного тому, которое имелось у противника.
Были кумулятивные ручные гранаты, игрались с РПГ-1, который правда в серию не запустили. Просто с одной стороны немецкие танки не были настолько серьезной проблемой для нашей пехоты, как наши танки для немецкой, с другой у нас было достаточно много обычных ПТО и мы не испытывали такой проблемы с потерями орудий в окружениях и отступлениях, а так же проблем с легирующими металлами для изготовления орудийных стволов и снарядов, с третьей стороны наверно развратило обилие халявных трофейных немецких гранатометов. Так что благодаря противнику мы были вооружены немногим хуже него
На 44-45ый год гранатометы просто были не так уж остро и нужны РККА.
Militarist> Солдат, побывавший в бою, намного более боеспособен, чем не побывавший.
Ну вот были опытные и боеспособные солдаты 6ой армии. Сильно оно им помогло зимой 42-43ого? Характер той войны был такой, что ты весь из себя такой опытный и крутой мог просто тупо погибнуть от бомбежки и артобстрела, так и не получив шанса проявить своей крутости просто потому что у противника есть много самолетов и орудий, чтоб их на твоем участке фронта сосредоточить, а использовать их вполне и вчерашние школьники смогут, которых в школе научили что такое синус и косинус.
Ну или ты тупо загнешься без еды и боеприпасов, потому что где-то противник нащупал не слишком плотно прикрытый участок фронта, или не слишком стойкую часть, или просто сосредоточит многократно превосходящее количество танков и артиллерии и прорвет фронт. Ты этого прорыва даже не увидишь, и даже шанса сразиться с прорвавшимся противником у тебя не будет. Тебе вообще не с кем будет сражаться, но боеприпасов и еды тебе больше не привезут, потому что дороги захвачены противником, часть складов и баз снабжения уничтожена, командование занято локализацией случившегося прорыва и ему уже не до тебя. Тебя по большому счету уже списали, как бы лично крут ты не был. Ну а "посчастлився" тебе оказаться на участке прорыва, тебя просто сметут высочайшей плотностью орудий на километр фронта, которые по твоей оборонительной позиции отгрузят несколько эшелонов боеприпасов, после чего оставшиеся очаги сопротивления зачистит пехота при поддержке танков.
Militarist> Он знает как маскироваться, как вести огонь, какую тактику применить. Он запросто может командовать взводом, а то и ротой. И такие случаи были. Я лично знавал одного, за годы войны прошедшего путь от рядового пехотинца до командира роты.
Для этого он должен командирские курсы пройти. А для начала хотя бы уметь читать и писать. В советской пехоте, например, с этим весьма сложно было. Приличная часть пехотинцев даже русский язык с трудом понимала вообще-то. Человек с багажом знаний нынешнего выпускника средней школы воевал бы в РККА не меньше чем наводчиком или командиром орудия, т.к. тригонометрию знает, что по тем временам было просто невероятно круто. И кстати именно поэтому в РККА сплошь и рядом встречались 18ти и 20ти летние офицеры: просто потому что они, недавние выпускники 8ми и десятилеток, грамотные, и их можно было на командирских курсах обучить, а подчиненные им сорокалетние мужики в большинстве своем хорошо если четырехлетку в деревне осилили.
Ну и я, вообще-то, что-то типа офицерских курсов прошел, так что не надо меня лечить про опытных солдат могущих командовать ротой: там слишком много надо знать, чему солдат не учат, а во-вторых - необходим навык именно командования подразделением. Так что даже опытнейший солдат ничем не лучше просто толкового выпускника командирских курсов. И это в лучшем случае. В худшем же случае он просто будет профнепригоден как командир: чтобы быть хорошим солдатом и хорошим командиром нужны несколько различные навыки и личные качества.
Солдат же способный быть командиром на фронте вряд ли долго будет солдатом: его как минимум двинут в сержанты, а оттуда и до командирских курсов не так далеко: вакансии на фронте освобождались быстро.
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее