...Продвижение румынских войск везде в Бессарабии встречало вооруженный отпор со стороны отходящих русских частей и населения. После боев 13 (26) января 1918 был занят Кишинев, затем другие города. Оккупация сопровождалась кровавым террором, массовыми расстрелами, карательными экспедициями и расправами над крестьянством, захватившим многие земли.
В обстановке террора оккупанты добились от Сфатул-Церий 24 января (по старому стилю) 1918 провозглашения Бессарабии независимой «Молдавской народной республикой». Чтобы остановить контрнаступление со стороны находившихся за Днестром советских войск и многочисленных ушедших с ними бессарабских крестьян и рабочих, Антанта предложила Советской власти посредничество в переговорах с Румынией.
Румыния 5 марта 1918 подписала договор с советскими представителями с обязательством в 2-месячный срок вывести свои войска из Бессарабии.
Однако она нарушила договор, воспользовавшись временным отходом советских сил с оккупированной германо-австрийскими силами Украины. Террором и подкупом Румыния заставила Сфатул-Церий 27 марта 1918 провозгласить присоединение Б. к Румынии на началах краевой автономии. Несмотря на угрозу вооруженной расправы, крестьянская фракция Сфатул-Церий, представители профсоюзов и национальных меньшинств отказались голосовать за этот акт, заявив, что Сфатул-Церий не уполномочен решать подобные вопросы.
Разогнав все общественные организации, оккупанты инсценировали 26 ноября 1918 новое голосование Сфатул-Церий о присоединении Бессарабии к Румынии уже без всяких условий.
При этом из 162 членов Сфатул-Церий присутствовало 46, а голосовало 38. Затем Сфатул-Церий был распущен навсегда. Этих подложных волеизъявлений для западной дипломатии оказалось достаточно, и Парижским договором 28 октября 1920 года Англия, Франция, Италия и Япония признали «права» Румынии на Бессарабию.
Протокол должен был войти в силу лишь после ратификации его всеми подписавшими. Ратификация Англии последовала в 1923, Франции — в 1924, Италии — в 1927, Япония так и не ратифицировала его до сталинского реванша в Бессарабии.
Москва неоднократно протестовала как против захвата Бессарабии, так и против Парижского протокола и его ратификаций, выдвинув на советско-румынской конференции в Вене в 1924 году (см. Венская конференция) требование плебисцита в Бессарабии.
Плебисцит был отвергнут Румынией из опасения, что население при отсутствии румынского давления будет голосовать против нее.
Стремление населения Бессарабии освободиться от румынской оккупации сказывалось как в постоянных голосованиях против правительства при парламентских и местных выборах, так и в многочисленных вооруженных восстаниях, из коих крупнейшие Хотинское в 1919 году и Татарбунарское в 1924 году.
Количество убитых оккупационными властями за 10 лет достигло 30 тысяч человек.
Режим румынской оккупации в Бессарабии характеризовался завышением цен на переданную в аренду крестьянству землю, жестоким террором, непрекращающимися военным и осадным положениями, тяжелым национальным гнетом, разорительными налогами, сплошным взяточничеством чиновников, поборами, безудержной эксплуатацией, экономической разрухой, застоем в торговле, подавлением общественности, разрушением кооперации, разгромом профдвижения.
Оккупационный режим вызвал бегство из Бессарабии на территорию СССР, в страны Западной Европы и Америку за 10 лет не менее 300 тысяч человек, т. е. 12% населения. Напомним, что до присоединения Бессарабии к России столько в ней и не жило…
Актив этих беженцев и эмигрантов в СССР организовался в Общество бессарабцев с лозунгом «Прочь руки румынских захватчиков от Бессарабии», ведущее пропаганду против румынского владычества. Аналогичные организации бессарабцев существовали и в ряде стран Европы (Чехословакия, Австрия, Германия, Франция, Бельгия).
Сегодня, когда Румыния вновь стремился прибрать к рукам Бессарабию под именем «бывшей советской республики Молдавии», все эти факты предаются забвению. Однако история строго карает беспамятных…(С)