Сегодня, 12 мая, та часть израильтян, которая пока не страдает амнезией, отмечает 43-ю годовщину освобождения Иерусалима в Шестидневную войну и объединения столицы. Израильские СМИ, как водится, "отмечают" эту дату по-своему: с утра в эфире двух государственных радиостанций – "Голос Израиля" и "Галей ЦАХАЛ" выступают страстные сторонники скорейшего раздела Иерусалима.
Пропагандистская деятельность ангажированной прессы активизировалась в последние дни в связи с возобновлением непрямых (пока) переговоров между правительством Биньямина Нетаниягу и руководством одного из двух арабских анклавов в лице Махмуда Аббаса (Абу-Мазена). Естественным образом звучат и сентенции о "границах 4 июня 1967 года".
Однако являются ли эти "границы" реальными? И что они собой представляют? Ответ на этот отнюдь не праздный (как, впрочем, и не праздничный) вопрос дал доктор Дори Гольд, бывший посол Израиля в ООН в статье, пересказ которой ZMAN.com предлагает вашему вниманию.
Махмуд Аббас отверг предложенное ему государство с временными границами, заявив, что любое политическое урегулирование с Израилем будет основано на "границах 1967 года". О тех же "границах" идет речь в статье Збигнева Бжезинского и бывшего конгрессмена-республиканца Стива Салараза в американской газете Washington Post.
По-видимому, огромное число людей, в том числе должностные лица, занимающие ключевые позиции, считают, что в 1967 году между Израилем и Западным берегом действительно существовала некая граница – и сейчас настал час вернуться к ней. Однако такой международно-признанной границы никогда и в помине не было, пишет Дори Гольд в статье, опубликованной в газете "Исраэль ха-Йом" и перепечатанной сайтом Jerusalem Center for Public Affairs.
Даже государственный секретарь Хиллари Клинтон потерпела фиаско, обронив во время своего визита в Бахрейн в феврале этого года: "Мы считаем, что границы 1967 года и обмен территориями должны быть в центре дискуссий по вопросу о границах". Это заявление, однако, противоречит официальной позиции администрации Обамы, ранее гораздо более осторожно сформулированной той же Хиллари Клинтон. Согласно официальной позиции администрации Обамы, требование палестинцев о возвращении Израиля в границу 1967 года следует соотнести прежде всего с реалиями на местах - чтобы новая граница обеспечивала безопасность Израиля.
Дори Гольд напоминает: "граница 1967 года" является всего лишь линией прекращения огня 1949 года. Хотя Египет и Сирия имели международно-признанные границы, совпадающие с линией границ при британском мандате, на иорданском фронте ситуация сложилась иная: там линией прекращения огня стала та точка, до которой дошли израильские воинские подразделения к концу Войны за независимость – с незначительными изменениями. В действительности линия прекращения огня 1949 года, впоследствии превратившаяся в "границу 1967 года", была лишь точкой прекращения военных действий.
Статья 2-я Соглашения о перемирии с Иорданией гласит: в будущем ни одна из сторон не вправе предъявлять какие-либо территориальные претензии друг к другу, так как данное соглашение "продиктовано исключительно военными соображениями". Иными словами, линия перемирия не была признана в качестве международной границы, из-за чего с 1949 года Иордания сохраняла за собой право требовать земли для арабов внутри Израиля. 31 мая 1967 года, за несколько дней до начала Шестидневной войны, посол Иордании в ООН в своем выступлении в Совете безопасности подчеркнул, что старое соглашение "не зафиксировало границы".
После Шестидневной войны составители резолюции 242 Совета Безопасности ООН настояли на том, чтобы "линия перемирия 1949 года" превратилась в "границу". В связи с этим тогдашний посол Великобритании в ООН заметил: "Я очень хорошо знаком с границей 1967 года. Это не граница, а та точка, в которой армиям пришлось прекратить военные действия". В заключение он сказал: "Это не постоянная граница". А коллега британского посла из США заявил, что "исторически в регионе никогда не существовало безопасных и признанных границ", добавив, что "линия перемирия не соответствует этому параметру".
С точки зрения обоих послов, целью резолюции 242 была выработка "безопасных и признанных" границ, которые придут на смену "линии перемирия" 1949 года. В сентябре 1968 года то же самое подчеркнул президент США Джонсон: "Очевидно, что возвращение к реалиям 4 июня 1967 года не приведет к миру. Необходимы безопасные и признанные границы". Данное высказывание объясняет и причину, по которой в резолюции 242 отсутствует требование о полном отступлении израильских войск со всех территорий, освобожденных в ходе Шестидневной войны: ведь речь идет всего лишь о "линии прекращения огня 1949 года", которая никоим образом не представляет собой безопасных границ.
Однако прошло время – и "линия прекращения огня" стерлась прежде всего в памяти самих израильтян, особенно (дополним Дори Гольда – тех, кто убежден, что занимается формированием общественного мнения). Результат?
Сегодня (в отличие от 1968 года), пишет Дори Гольд, наблюдается противоположная тенденция: "линия прекращения огня 1949 года" воспринимается не только как "границы 1967 года", но и – как международно-признанные границы! Дори Гольд называет это коллективное беспамятство – как не уровне Израиля, так и на международном уровне – "побочным влиянием" саудовской (арабской) инициативы 2002 года. В разработанной администрацией Джорджа Буша в 2003 году "дорожной карте" также ошибочно (пускай и косвенно) использован термин "границы 1967 года": "прекращение оккупации, начатой в 1967 году" (цитирует "дорожную карту" Дори Гольд).
После победы на выборах Обамы проблематичный термин "границы 1967 года" вошел в обращение с новой силой несмотря на то, что в письме, направленном Бушем в 2004 году тогдашнему премьер-министру Ариэлю Шарону, Буш уточнил: "Нереально надеяться, что итогом переговоров о постоянном урегулировании станет полное возвращение на линию прекращения огня 1949 года". Несмотря на то, что содержащее это уточнение письмо Буша было утверждено подавляющим большинством в Конгрессе, администрация Обамы воздержалась от признания данного документа, хотя была обязана это сделать в соответствии с американским законом. 1 июля 2009 года в ходе продолжительной беседы корреспондента компании "Фокс" с заместителем пресс-атташе госдепартамента это было неоднократно подчеркнуто, а в речи в ООН президент Барак Обама сознательно предпочел процитировать содержащуюся в "дорожной карте" фразу о "прекращении оккупации, начатой в 1967 году", не касаясь резолюции 242, в которой такая или подобная формулировка отсутствует.
Непоследовательность и бесхребетность израильского руководства при формулировке в 2003 году "дорожной карты" Буша – всего лишь одна из чудовищных ошибок, допущенных Израилем в последнее десятилетие, подчеркивает Дори Гольд. Эти ошибки довели до того, что ООН и международное сообщество перестали руководствоваться резолюцией 242, заменив ее реалистичную формулировку на другую, реализация которой может привести к уничтожению Израиля, так как "границы 1967 года" не поддаются обороне.
По мнению Дори Гольда, нынешнее руководство Израиля допустит еще одну чудовищную ошибку, если прогнется перед администрацией Обамы и арабским миром и согласится на возвращение к "линии прекращения огня 1949 года".