Реклама Google — средство выживания форумов :)
Самым большим злодейством Наполеона стала попытка уничтожения почти всего взрослого населения острова Гаити, являвшегося тогда французской колонией. На рубеже XIX века Гаити стал богатейшей колонией, производившей почти половину мирового сахара и две трети кофе. Но французы так издевались над работавшими на плантациях рабами, что те подняли восстание. Наполеон отправил туда экспедиционный 10-тысячный корпус под командованием своего родственника, генерала Леклерка. И в 1802 году здесь началось осуществление программы этнической чистки. Наполеон приказал уничтожить столько черных гаитян, сколько будет возможно, чтобы оптом заменить их новыми, более послушными рабами из Африки. Войскам приказали уничтожать всех чернокожих старше 12 лет. Французы не щадили мирное население. А всем белым мужчинам, которые вступили в брак с чернокожими женщинами и мулатками, было предписано вернуться во Францию.
По приказу Наполеона из вулканов на острове добывалась сера, и затем она сжигалась, чтобы получить ядовитую двуокись серы, которой травили гаитян в трюмах кораблей. В таких примитивных газовых камерах были убиты более 100 тысяч гаитян. Забавой для французов стали представления, на которых чернокожих пленников рвали на части своры собак. Историк того времени Антуан Метрал в 1825 году опубликовал свой рассказ о путешествии на Гаити, рассказав о громоздившихся на острове горах человеческих трупов. “Мы разнообразили способы убийств, иногда рабам отсекали головы, иногда их топили с привязанным к ноге ядром, иногда травили на кораблях серой, - пишет он. - По ночам можно было услышать монотонные всплески, это выбрасывали в море мертвые тела. Постоянно от берега отчаливали эти суда, чтобы избавиться в открытом море от мертвецов”.
В оккупированном Египте Наполеон проводил практически политику централизованного грабежа. Он открыто арестовывал местных состоятельных людей и вымогал огромные денежные выкупы в случае отказа грозя казнью. Так был убит Сиди-Мохаммед Эль-Кораим, отказавшийся заплатить захватчику 300 тысяч франков. Ему отрубили голову и провезли по Каиру, наводя страх на население.
Подобные зверства спровоцировали население на бунт, произошедший осенью 1798 года. По сообщению историков: «Усмирение было беспощадное. Кроме массы перебитых арабов и феллахов при самом подавлении восстания, уже после усмирения несколько дней подряд происходили казни; казнили от 12 до 30 человек в день».
Синайский полуостров. Весна 1799 года, Наполеон начал осаду города Яффы, в случае отказа от капитуляции. Полководец обещал уничтожить всех внутри крепости. Угроза была приведена в исполнение. Во время штурма 6 марта «ворвавшись в город, солдаты принялись истреблять буквально всех, кто попадался под руку. Дома и лавки были отданы на разграбление» - пишет Тарле. В одной из частей крепости были все же блокированы 4 тысячи продолжавших сопротивление солдат противника. Они сдались под гарантии сохранения жизни.
Однако потом оказалось, что Наполеону не по силам конвоирование такой массы народы и их пришлось уничтожить. Все 4 тысячи человек были выгнаны на берег моря, где и произошел массовый расстрел.
Впрочем, несильно Наполеон стеснялся и в «цивилизованной Европе», например, когда грабил нейтральные итальянские государства, забирая у местных не только фураж и продовольствие, но и решительно все, что понравилось ему и его офицерам, включая произведения искусства. (Подчеркиваю речь вовсе не о позднейших римских трофеях, а об имуществе нейтральных государств).
Грабежи спровоцировали нападения местного населения на французские войска в Павии и Луго, где «изрублено было несколько сот человек, а город отдан был на поток и разграбление солдатам, которые перебили всех жителей, подозревавшихся во враждебных намерениях. Такие же жестокие уроки были даны и в других местах». Например в Бинаско.
Путь к освобождению крестьян был долог и тернист. Царизм на этот раз решил отказаться от привычного для России "революционного" стиля: сначала сделать, а потом думать. Крестьянская реформа готовилась неспеша и основательно. Сначала в 1816—1819 годах были освобождены без земли крепостные крестьяне Эстляндии, Курляндии и Лифляндии (около 825 тысяч человек). Затем, после восстания декабристов, Николай I (1825—1855), намереваясь хоть как-то гарантировать крестьянское землепользование, устанавливает минимальный размер крестьянского надела: 4,5 десятины**. Он же запрещает продажу крестьян без семьи и без земли "на вывоз", а также отдачу их в аренду на заводы.
В 30-е годы, которые считаются временем беспросветной реакции, продолжались некоторые послабления в отношении крепостных крестьян. Появились факты чрезвычайного обогащения крепостных предпринимателей, находящихся на оброке. Некоторые помещики даже отдавали свои имения в аренду собственным крепостным. В 1848 году крестьяне получают официальное право приобретать недвижимое имущество, в том числе землю. "Земледельческий журнал" с удивлением отмечал в 1832 году, что крестьяне начали носить сапоги, менять по три картуза в год, пить чай и заводить самовары***.
В 1837 году была сделана попытка реформировать управление государственными крестьянами с перспективой облегчить их агротехническое, экономическое и финансовое положение (реформа П. Д. Киселева, министра государственных имуществ). В ходе реформы впервые было применено переселение малоземельных крестьян в заволжские районы страны.
В 1840 году право на волю получили посессионные рабочие. Сразу на 103 посессионных фабриках закон был применен, и владельцы половины посессионных предприятий перешли на наемный труд*.
В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия помещиков. Тем не менее, в течение данного периода произошла существенная трансформация данного института (см. статью Николай I) и резко сократилась численность крепостных, что облегчало задачу окончательной ликвидации крепостного права. К 1850-м гг. сложилась ситуация, когда она могла произойти и без согласия помещиков. Как указывал историк В. О. Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта [2]. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений — с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных (то есть фактически лично свободных) крестьян. Именно такой план и вынашивал П. Д. Киселев, отвечавший за управление государственным имуществом в правительстве Николая I.