А ведь это была очень интересная война –
экспериментальная.
Проверялась стратегия
экономического террора – нельзя ли дескать «выбомбить» из войны цивилизованное государство терроризируя граждан угрозой уничтожения инфраструктуры и экономики. Людские потери при этом пытались минимизировать – даже среди военных противостоящей стороны.
Именно этим и занимались ВВС стран НАТО на первом этапе - который длился пару месяцев при общей продолжительности операции в 2,5 месяца. Конечно, подвергались ударам и чисто военные цели, но прежде всего те, которые могли угрожать проводящим операцию воздушным силам (аэродромы, объекты ПВО).
А вот наверное самый многочисленный тип целей – мосты – уже в стратегию борьбы с вооруженными силами не укладывается. Было за 70 дней поражено около 50 мостов – это на территории всей Сербии. Для нарушения транспортной инфраструктуры, которое бы серьезно затруднило маневр силами и снабжение это крайне мало. Для сравнения – в сентябре 1999 в Чечне (площадь в 5 раз меньше Сербии) на этапе подготовки наземной операции за 19 дней было поражено более 30 мостов (и продолжали далее). Интенсивность уничтожения мостов с учетом фактора площади выше в 11 раз. Вот это я понимаю удары по мостам с военной целью. А вот по одному мосту в 1-2 дня да на площади размером с Сербию – это психологическое воздействие. Каждый человек ведь знает, насколько важны мосты для нормальной жизни и насколько это дорогая штука. А уж один мост через Дунай – так вообще для маленькой Сербии сравним с парой Саяно-Шушенских ГЭС. Вот и воздействовали постепенно и методично на психику.
Еще одна подобная (и известная) цель – вывод из строя системы электроснабжения. Регулярно сбрасывались «графитовые» (или как их там) бомбы с целью вывести из строя ЛЭП и трансформаторные станции. С военной точки зрения – абсолютно бессмысленное действие. Фактор военной промышленности Сербии ведь в данном случае играл очень маленькую роль – на существующих запасах боеприпасов и техники сербы могли б наверное пару лет воевать, было б желание. Однако отключение света опять же бъет по психике жителей.
Атакованные НПЗ – конечно по классике лишить противника топлива это важнейшая вещь. Однако предыдущий почти 10-летний опыт санкций показал, что с дырявыми границами топливо у Сербии будет всегда, независимо от того стоят НПЗ или нет. Тут надо бензовозы на дорогах жечь - но куда там до бензовозов, коли и за мосты то как следует не брались.
Однако эксперимент оказался неудачным – экономический террор даже против цивилизованной страны, граждане которой привыкли жить в комфорте и ценят инфраструктуру и промышленный потенциал, не удался.
Посему попробовали другую тактику – удары по пехотным подразделениям югославской армии. А вот эта старая тактика дала результат очень быстро – в некоторых городах Сербии начались волнения, резервисты стали отказываться ехать в Косово. И Милошевич сдался.
А для НАТО это оказалась выигранная война и неудачный эксперимент - не возможны пока "гуманные" войны. И видать не будут возможны пока психотронное оружие не изобретут