Kuznets> я не спец. но сегодня слушал спеца по не помню какому радио. он говорит там разрушен ствол шахты. если так, случившееся - вторая "сшгэс" фактически. по степени разрушения, по масштабам потерь, по "непонятности" причин и т.д.
Интервью
годичной давности с начальником Ростехнадзора:
Финмаркет - В условиях кризиса, когда многие предприятия испытывают сложности с привлечением средств, сворачивают инвестиционные программы, ограничивают финансирование технического перевооружения и модернизации, у инспекторов - сотрудников надзорных служб... - интервью на
Финмаркет
// www.finmarket.ru
- В середине марта вы ездили в Кемерово, проводили там совещание по проблемам угольной промышленности. Эта отрасль последние несколько лет часто становилась источником печальных новостей для страны, и оставалась местом пристального внимания надзорной службы. Как вы сейчас оцениваете ситуацию у угольщиков?
- Я боюсь даже зарекаться, если честно. Конечно, положительные изменения есть. Резко снизился травматизм, аварийность, уменьшилось количество несчастных случаев со смертельным исходом. Но всегда говорю об этом очень осторожно. Ведь достаточно вспомнить, что авария 2 года назад на шахте "Ульяновская" унесла 110 человек погибших за один раз! В "подземке" аварии часто приводят к массовой гибели, ведь работа идет в замкнутом пространстве.
Так что осторожно говорю - хороших результатов мы на сегодняшний момент достигли. Но и как достигли - массовыми приостановками работы, большим количеством внеплановых проверок. Правда, и проверки показали, что в принципе не так все благополучно. За 1 проверку у нас количество нарушений достигало 1000 на 1 объекте. И 800-900 - очень серьезные нарушения, каждое из которых могло привести к необратимым последствиям. Конечно, ситуация сложная. Это связано, в том числе, с серьезной интенсификацией производства. Никогда в истории угольной добычи не было такой скорости прохождения лав. Задать такой темп позволяют современные машины. А это и большее выделение метана.
Например, по той же "Ульяновской" мы выяснили, что проект лавы 15-БИС, где произошла авария, был недостаточно продуман. Не хватало воздуха, обеспечение вентиляционных режимов не соответствовало. Там было, правда, и много других вещей. Некорректная работа с английской системой контроля, например. На самом деле, это очень хорошая система, но сочетание с нашим характером, когда сознательно отключались датчики, стирались данные, и привело к печальным событиям.
- Странно, неужели сами угольщики не понимали, что это очень большой риск? О чем собственники думали?
- Ну, про собственников как раз понятно. Еще Карл Маркс сказал: "Ни один капиталист не остановится ни перед чем ради сверхприбыли". Что касается работников, то тут во многом проблема в их убеждениях: "гора своих все равно возьмет, все равно на миллион тонн угля будет какое-то количество погибших". Это настолько уже укоренилось в головах людей, что многие гордятся своей профессией также и из-за того, что она связана с высоким риском.
А здесь подробный обзор по отрасли начиная с "времен Очакова и покоренья Крыма" и до наших дней:
В РСФСР с 1985 по 1991 г. производственный травматизм плавно снижался с 58 до 52 погибших на 100 млн.т добычи вслед за плавным снижением производительности труда с 773 до 662 т/чел. В начале-середине девяностых в РФ производственный травматизм сразу вырос в 1,5 раза и удерживался на уровне 80-88 погибших на 100 млн.т добычи несмотря на продолжавшееся снижение производительности труда вплоть до минимума 518 т/чел. в 1994 г. После 1995 года плавность динамики смертельного травматизма в угледобыче исчезает, несмотря на вполне устойчивый рост производительности труда. Вслед за ним просматривается необычный общий тренд на понижение смертельного травматизма, что связано, по-видимому, с уже упоминавшимся закрытием более чем половины опасных шахт и почти полуторакратным увеличением объемов открытой добычи. На фоне такого успокоительного «улучшения» слишком чувствительны (на первый взгляд вроде бы случайные) провалы в безопасности работ, которые стали повторяться слишком часто и периодически «портят тренд улучшения».
Безопасность угледобычи лихорадит мощная новая высокопропроизводительная добычная техника, вгрызающаяся вглубь ветшающих инфраструктур подземного пространства*. Произошло буквально то, что называют «влитием молодого вина в старые меха» и как результат - аритмичный всплеск крупных аварий на вроде бы успокоительном фоне сокращения аварийности и травматизма.
*Коэффициент обновления основных фондов в угольной промышленности поддерживался с 1970-го по 1985 г. на уровне 11-11,5%, в 1997 упал до 2%, а в 2003 г. до 1,7%.; последние официально опубликованные данные оканчиваются в 2004 г. – 2,7%