[Снос поселка «Речник». Фото: Григорий Собченко/ Коммерсантъ] Новости о развитии ситуации по сносу домов в «Речнике» напоминают сводки с фронта, а по интенсивности боевых действий, коварству и вероломности нападающих, воссоздают картины набегов Чингисхана. Изощренные методы говорят о тщательной подготовке к штурму. По свидетельству очевидцев, нападающие сначала распылили слезоточивый газ, чтобы «выкурить» жителей из домовладений, въезды перетянули колючей проволокой, блокировав таким образом возможность привлечения помощи со стороны, и, с применением спецтехники, как мы могли наблюдать по телевизору, начали штурм.
Исполнение имеющих силу закона судебных актов осуществляется методами, законность которых вызывает много вопросов. Столь ретивое исполнение решений судов встречается не так часто и свидетельствует о чьем-то высоком волеизъявлении, о том, что кто-то высокопоставленный дал исполнителям неограниченные полномочия, заранее выписал им индульгенции, обеспечил иммунитетом. «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно».
История с «Речником» – это продолжение истории с «Огородником», соседним садовым товариществом. И она такова. «Огородник», теперь уже несуществующий, граничил с гольф-клубом, принадлежащим компании всеми любимой женщины-олигарха. «Речник» граничил с «Огородником». Гольф-клубу хотелось продлиться, хотелось просторов. У этого желания превалирующей составляющей была экономическая: увеличив площадь клуба за счет площади садоводческих товариществ, можно претендовать на его включение в международные рейтинги. А международный статус клуба самым непосредственным образом влияет на прибыль владельцев объекта.
Возник вопрос: как снести домовладения, как поставить их вне закона? В принципе, этого сделать было нельзя. Но когда очень хочется, то можно.
Обоим садоводческим товариществам лет пятьдесят. Земли «Речника» предоставлялись гражданам, привлеченным к работам по расширению поймы Москвы-реки, и в этом была большая рациональная составляющая: прилегающая к месту проведения работ территория была заилена, загрязнена. Чтобы ее не превращать в свалку, облагородить, не привлекая при этом бюджетных средств, было принято решение предоставить участки гражданам в личное пользование, которые своими силами и благоустроят территорию. В новейшей истории городскими властями было принято простое решение: данная территория была признана парком. Подождав немного, должностные лица стали высказывать возмущение – тем, что какие-то нехорошие люди построили в парке дома, вынеся за скобки тот факт, что садоводческими товариществами «Речник» и «Огородник» являются уже полвека, а данная земля парком является несколько лет. Нарушение простого хронологического порядка не было замечено судами, которые приняли решения о сносе домов. Я не знаю, на какую правовую позицию опирались собственники домовладений, но считаю, что им надо было обжаловать решение о признании территории парковой. В случае удовлетворения их требований основания для постановки вопроса о сносе отпали бы…
Это, конечно, я рассуждаю как юрист. А как человек, я, представляя себе состояние тех людей, которые живут в страхе уже очень долгое время, измотанные судами, измученные противостоянием со столь могучим противником, не могу осознать степень их отчаянья. Мне трудно представить, с каким сердцем просыпались они каждое утро, не зная, какие еще испытания готовит им новый день. Для некоторых из этих людей их дома – единственное жилье, так что разговоры префекта округа про дорогостоящие замки, расположенные на участках, – лишь часть правды. Хозяевам замков есть куда ехать, а хозяевам хижин, увы, некуда.
…и скажет радио голосом Левитана: «После тяжелых и кровопролитных боев наши войска заняли садоводческое товарищество «Речник».
Slon.ru – «Речник» приравняли к «Огороднику» Столь ретивое исполнение решений судов встречается не так часто и свидетельствует о чьем-то высоком волеизъявлении
// www.slon.ru