digger> Очень просто : общество как совокупность дворянства,интеллигенции, прессы итд в них нуждалось.Сейчас я вижу смерть культуры как социального феномена и одновременно рост объемов и качества того,что можно в них накопать.
На самом деле вы даже не заметили, что ничего не объяснили, потому что в "них нуждалось" - это не объяснение. И тем более - перечисление тех слоев, которые в чем-то там нуждались - показывает, что вы почему-то эти основы ищете в 19 веке. Или вы сводите начало феномена авторитетного суждения к 19 веку?
Культура в широком смысле помереть просто не может. Ибо это способ воспроизводства "человеков" и в смысле личностном, индивидуальном и в качестве инидива социальных отношений.
Если же говорить о так называемой "высокой культуре" - и здесь вы не правы. "Макулатуры" стало гораздо больше - массовая культура является относительно ьновым феноменом, по настоящему ставшим массовым в 20 веке, а всеобщая (или около того) грамотность и масскультовые установки привели к тому, что писателем и ценителем стал считать всяк умеющий читать и писать.
Так что скорее размывание, но опять же -в статистическом исчислении, а не на том, что талантливые вещи стали равны бесталанным, простое - сложному, поверхностное -глубокому.
digger> В принципе изучение литературы не нужно практически.Это идет с царских времен как приобретение багажа,необходимого интеллигентному чековеку,чтобы вписаться в общество итп.
Мнение понятное и не оригинальное. Если же я скажу, что нужно - я так же не буду оригинален.
По мне - для того, чтобы ценить хорошую литературу, как и хорошую музыку - классику, например, нужно помимо природной способности научение, поскольку в отношении сложных, многомерных вещей/произведений, чтобы добраться до понимания, до вчуствования, до... - необходимо проделать некоторый труд, а к труду приходится приучаться. После получения привычки - он незаметен.
Касательно "багажа" - по мне, сводить эффект к социальному, то есть исключительно как с средству социализации - есть абсурд. Вы не видите эффекта индивидуального, а на том зиждется вся "высокая" европейская литература с 19 века.
digger> Она и была в значительной мере любительской."Сочинения графа" - это коммерция? Дюма - да писал на заказ издательству,но от этого хуже не был.Разница в ширине образованного слоя,способного связать 2 слова и имеющего доступ к компьютеру .Объемы неизбежно рождают качество.
А вот это неправда. Объем не может заменить отсутствие - или,мягче - недостаток таланта.
digger> В значительной мере культурная традиция.Толстого сделали его читатели.Я не гуманитарий,не хватает квалификации.Но тут можно было бы устроить развернутое сравнение Войны и Мира с каким-нибудь копилефтным современным произведением похожего объема и содержания.
А есть такие сейчас - "аналогичного объема и содержания"? Роман-эпопея как большая форма на самом деле отходит в прошлое.
Впрочем, предложите, с чем же мы можем сравнить.