LOT> смысл не в справедливости, а в мотивации
Очень точное и верное замечание. Так вот в коммунистическом идеале
мотивация к труду должна быть ВНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ - только в этом случае возможно построение такого общества.
…На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, – лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому – по потребностям».(с) Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года,
Пока "не вырастили поколение строителей коммунизма" пользовались террором. Пик совершенства системы был где то при Хрущеве...появились литературные памятники этому времени, типа "Понедельник начинается в субботу" да и все остальное их творчество...
Маги, Люди с большой буквы, и девизом
их было — "Понедельник начинается в субботу". Да, они знали кое-какие
заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился
бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не
поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень
много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество,
и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они
работали в институте, который занимался прежде всего проблемами
человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них
никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они
приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании
неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек — маг в душе, но он
становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и
больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем
развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая
гипотеза была недалека от истины, потому что так же как труд превратил
обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более
короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в
обезьяну.
В жизни мы не всегда замечаем это. Бездельник и тунеядец,
развратник и карьерист продолжают ходить на задних конечностях,
разговаривать вполне членораздельно (хотя круг тем у них сужается до
предела). Что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно
время пытались определить степень обезьяноподобия, то довольно быстро
выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов.
В институте же регресс скрыть было невозможно. Институт представлял
неограниченные возможности для превращения человека в мага. Но он был
беспощаден к отступникам и метил их без промаха. Стоило сотруднику
предаться хотя бы на час эгоистическим и инстинктивным действиям (а
иногда даже просто мыслям), как он со страхом замечал, что пушок на его
ушах становится гуще. Это было предупреждение. Так милицейский свисток
предупреждает о возможном штрафе, так боль предупреждает о возможной
травме. Теперь все зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может
бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек — переходная
ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим
мыслям, и тогда у него сохраняются шансы. А может и уступить, махнуть на
все рукой ("Живем один раз", "Надо брать от жизни все", "Все
человеческое мне не чуждо"), и тогда ему остается одно: как можно скорее
уходить из института. Там, снаружи, он еще может остаться по крайней
мере добропорядочным мещанином, честно, но вяло отрабатывающим свою
зарплату. Но трудно решиться на уход. В институте тепло, уютно, работа
чистая, уважаемая, платят неплохо, люди прекрасные, а стыд глаза не
выест. Вот и слоняются, провожаемые сочувственными и неодобрительными
взглядами, по коридорам и лабораториям, с ушами, покрытыми жесткой серой
шерстью, бестолковые, теряющие связность речи, глупеющие на глазах. Но
этих еще можно пожалеть, можно пытаться помочь им, можно еще надеяться
вернуть им человеческий облик...
Есть другие. С пустыми глазами. Достоверно знающие, с какой стороны
у бутерброда масло. По-своему очень даже неглупые. По-своему немалые
знатоки человеческой природы. Расчетливые и беспринципные, познавшие всю
силу человеческих слабостей, умеющих любое зло обратить себе в добро и в
этом неутомимые. Они тщательно выбривают свои уши и зачастую изобретают
удивительные средства для уничтожения волосяного покрова. И как часто
они достигают значительных высот и крупных успехов в своем основном деле
-- строительстве светлого будущего в одной отдельно взятой квартире и на
одном отдельно взятом приусадебном участке, отгороженном от остального
человечества колючей проволокой...
....потом все скурвилось, мещанство взяло верх. Как и должно было быть
с этими людьми