Перед Днем Победы и в сам праздник постоянно вспоминают о состоянии памятников советским воинам-освободителям за границей. Случай с «Бронзовым солдатом» в Эстонии стал хрестоматийным. Между тем в Литве война с памятниками ведется не так громко, но так же бесцеремонно. Причем ее жертвой заодно стал и памятник Пушкину.
//
news.mail.ru
Перед Днем Победы и в сам праздник постоянно вспоминают о состоянии памятников советским воинам-освободителям за границей. Случай с «Бронзовым солдатом» в Эстонии стал хрестоматийным. Между тем в Литве война с памятниками ведется не так громко, но так же бесцеремонно. Причем ее жертвой заодно стал и памятник Пушкину.
В канун Дня Победы в Калининград из Ярославля приехал фронтовой разведчик кавалер четырех боевых орденов Лев Коновалов. 63 года назад при штурме Кенигсберга он с товарищами взял в плен сразу 11 немецких «языков», был награжден орденом Красного Знамени. О подвиге Коновалова и его сослуживцев в музее 11-й гвардейской армии рассказывает специальный стенд.
Помещен он рядом со стендом, посвященном боевым действиям однополчанки Коновалова санитарки Елены Ковальчук. Отважная медсестра, кавалер шести боевых орденов, погибла в районе литовского города Алитус, вытаскивая под огнем раненого командира. В этом городе, на могиле отважной медсестры, стоял памятник. Увы, огорчил Льва Коновалова, экскурсовод, памятник новые литовские власти убрали. Где теперь могила Елены Ковальчук — неизвестно…
В годы Великой Отечественной войны при освобождении Литвы от нацистов погибли 80 тысяч советских воинов и 95 тысяч военнопленных. Мертвые, как говорится, сраму не имут. А живые? 13 декабря 1991 года из могилы в центре Вильнюса вытряхнули прах генерала армии Ивана Черняховского. Потом пошли акты вандализма в отношении памятников и захоронений советских воинов по всей Литве. Бойца 16-й литовской дивизии Марите Мельникайте фашисты зверски замучили в 1943 году. 20-летнюю девушку, посмертно ставшую Героем Советского Союза, похоронили на берегу озера Зарасай. В 1955 году на могиле поставили памятник. Где сегодня этот памятник, где прах отважной партизанки?
Где памятник Герою Советского Союза Фомину, который погиб в рукопашной схватке у литовской деревни Кайряй? Чем провинился перед вильнюсским самоуправлением Герой Советского Союза В. Яценявичюс? В сентябре 1943 года тяжело раненого бойца 167-го стрелкового полка захватили гитлеровцы и учинили зверскую расправу. После войны именем отважного воина была названа улица. Ныне такой улицы в Литве нет. «Провинился» пред новыми литовскими властями и Герой Советского Союза В. Бернотенас. С дома, в котором он жил, сняли мемориальную доску.
С другого дома сняли барельеф генерал- майора В. Карвялиса – командира 16-й литовской дивизии. В Каунасе снесен памятник – «Танк на пьедестале»- посвященный советскому танку, первому вошедшему в Каунас при освобождении города от нацистов.
На одной из центральных площадей Клайпеды в свое время располагался оригинальный мемориал. Оригинален тем, что венчал его не традиционный танк, каких немало стоит по городам, а маленькая 45-миллиметровая пушечка. И установлена она была на колонне десятиметровой высоты, которую украшали барельефы ордена Отечественной войны. В начале 90-х годов монумент с пушкой тихо убрали.
И примеров вандализма в отношении памятников и могил советских солдат можно привести еще не один десяток. Да и не только в отношении памятников советских солдат. Бюст русского писателя с мировым именем Александра Сергеевича Пушкина демонтирован в молодежном парке Вильнюса. Уничтожен памятник народной литовской поэтессе, лауреату Государственной премии СССР Саломее Нерис на месте ее погребения у исторического, ныне военного музея в Каунасе…
Надо отметить, что в Литве власти не всегда выступают против чего-либо с открытым забралом, очевидно считая, что все можно сделать тихо и постепенно. Например, подождать еще несколько лет, когда ветеранов почти что не останется, да и построить тогда на месте мемориала в той же Клайпеде очередной дом. «К сожалению, Россия не признала оккупацию стран Балтии. Поэтому и памятники стали средствами политических манипуляций…» — заявил как-то литовский президент Валдас Адамкус.
Информационная служба литовского Национального радио и телевидения (LRT) сообщает, что жители местечка Раудоне Юрбаркского района недовольны, что в их городе расположен памятник советским воинам, погибшим во Второй мировой войне. «Гробы пусть остаются — не нужно тревожить косточки солдатиков, но может нужно снизить пьедестал, оставить только плиту, чтобы так в глаза не бросалось», — заявил LRT директор неподалеку находящийся школы Витаутас Стапонас. Раздаются и во многих других городах Литвы заявления, что в свободном и независимом государстве нет места памятникам советским солдатам.
О какой свободной и независимой Литве сегодня можно говорить, если бы не Великая Победа? Не будь этой Победы, получила бы Литва сегодняшнюю свою столицу Вильнюс и важнейший город-порт на Балтике — Клайпеду (бывший Мемель)?
Может, нашим прибалтийским соседям в эти предпраздничные дни посмотреть на то, как относятся к памяти советского солдата вчерашние проигравшие, в полном смысле побежденные — немцы. Даже росписи победителей на стенах Рейхстага после его реконструкции сохранили. Это по-человечески. За могилами советских воинов ухаживают так же, как за памятниками на сугубо немецких, никакого отношения к войне не имеющих кладбищах.
Это по-христиански. Гигантская фигура советского солдата с немецкой девочкой на руках недавно тщательно отреставрирована немецкими специалистами. Реставрация обошлось германскому бюджету в 1,5 млн. евро. Это по заслугам. И раз этот солдат навечно утвердился в центре Берлина, в центре Европы — помнит мир спасенный.