Реклама Google — средство выживания форумов :)
Авария на ЧАЭС — несчастный случай, непредвиденная беда, произошедшая вследствие преступной халатности персонала, в результате которой погибло 30 человек из числа персонала станции и пожарных. Ни один житель не погиб от радиоактивного облучения и не заболел острой лучевой болезнью.
Ветер, изменяя свое направление, принес радиоактивную воздушную массу в Киев лишь через 3—4 суток, что привело к относительно небольшому повышению там уровня радиации — значения мощности дозы гамма-излучения 1—2 мая достигли 1,0 мР/ч (местами до 2,2 мР/ч). Через несколько дней, когда выход радиоактивных продуктов из реактора возрос, направление ветра изменилось сначала к юго-западу, а затем к северо-западу и северу, и уровни радиации в Киеве уменьшились.
С другой стороны, ряд небольших населенных пунктов, расположенных к западу и северу от АЭС, сразу попали в зону значительного радиоактивного загрязнения (села Бураковка, Толстый Лес и др.) и были срочно эвакуированы.
В мае 2000 г. в Вене на сессии Научного комитета по действию атомной радиации (НКДАР) ООН были подведены итоги 14-летнего изучения медицинских последствий аварии авторитетными международными экспертами на основании официальных данных медицинских учреждений Белоруссии, России и Украины, а также своих собственных исследований.
В соответствии с современными представлениями радиологической науки и фактическими данными о состоянии здоровья вовлеченного в аварию населения и ликвидаторов были рассмотрены три типа медицинских последствий аварии:
1. непосредственные детерминированные эффекты, имевшие место у 134 пострадавших с острой лучевой болезнью разной тяжести;
2. отдаленные стохастические последствия, проявившиеся в виде рака щитовидной железы у 1800 человек (на 2000 год);
3. общесоматические расстройства здоровья, непосредственно не связанные с воздействием радиации, в основном являющиеся результатом вредного влияния психологического, социального и бытового факторов, а также следствием экономического неблагополучия.
Вопрос: В прессе была полемика чуть ли не о намеренном радиоактивном загрязнении белорусских сел после аварии в Чернобыле. Якобы, «радиоактивную тучу расстреляли, осадили на территории БССР». Если это так, то кто конкретно осуществил эту операцию? (Вопрос был задан Ю. А. Израэлю на сессии Верховного Совета СССР 12 июля 1990 г.)
Да, такой вопрос ставился Алесем Адамовичем в «Комсомольской правде» (и позже — Е. П. Петряевым в «Вестнике Чернобыля»). Он абсолютно не соответствует действительности, зиждется на каких-то слухах. Я только могу предполагать, что могло явиться причиной этих слухов. С 11 мая по поручению Н. И. Рыжкова Центральная аэрологическая обсерватория и Украинский НИИ Госкомгидромета СССР с четырех самолетов вели воздействие на облака с западной стороны, т. е. на чистые облака, не дошедшие до центра чернобыльской аварии. Для чего это делалось? Для того, чтобы вызвать выпадение дождевых осадков, прежде чем обычные облака достигнут зоны аварии, и тем самым предотвратить дождь и смыв радионуклидов в районе Чернобыля. Кроме того, в районе Чернобыля проводилось воздействие на отдельные облака для того, чтобы они не переросли в дождевые. В результате этих действий с 11 мая, когда уже было практически сформировано радиоактивное загрязнение, до 15 июня дождей в зоне Чернобыля не выпадало, и тем самым в значительной степени была уменьшена опасность загрязнения водной среды. Таким образом, удалось на первых порах предотвратить попадание радионуклидов в р. Припять и далее в Киевское водохранилище. Аналогичные работы проводились с 15 сентября по 20 декабря 1986 г.
Психологические последствия аварии изучались весьма широко. Сообщалось о таких симптомах, как головная боль, депрессия, нарушение сна и эмоционального равновесия, неспособность концентрировать внимание. Многие люди, затронутые аварией, убеждены в том, что наиболее вероятной причиной их плохого здоровья является облучение. Такая убежденность может вызывать или усиливать их психологические недомогания. Посттравматический стресс любого происхождения является устоявшейся категорией в психиатрической диагностике и включает ночные кошмары и навязчивое переживание травмировавшего события.
В сферу стрессового воздействия Чернобыльской аварии оказалось вовлечено значительно больше людей, чем непосредственно подверглось воздействию радиационного фактора. Однако увеличение частоты психосоматических симптомов не имеет прямой корреляции с уровнем загрязнения.
Диагностическое обследование ликвидаторов показало, что переживание стресса угрозы радиационного поражения во время пребывания этой категории лиц в зоне аварии явилось причиной развития посттравматического стрессового расстройства для почти 20% обследованных и отдельных его симптомов у еще 23%. Частота встречаемости посттравматических нарушений у ликвидаторов соответствует частоте, наблюдаемой у участников военных событий (20—25%). Известно, что лица, страдающие этим расстройством, более чем другие склонны к разным формам дизадаптивного поведения, у них чаще возникает алкоголизм, наркомании, суициды и др. Эти люди требуют особой социальной и медико-психологической поддержки.