Реклама Google — средство выживания форумов :)
...
Разрушение финансовой системы США неизбежно
Уже стало банальностью повторять, что Обама, совсем недавно кричавший о переменах и о каком-то «новом курсе», привел в свою администрацию команду Клинтона. То есть при левой риторике, жестах и «рузвельтообразной» программе по выходу из кризиса, он привел людей, не имеющих ничего общего с «новым курсом». На самом деле все эти люди — жесткие монетаристы. Саммерс вообще знает и пропагандирует только единственный способ выхода из кризиса, по принципу «выход там, где был вход».
Речь идет о стратегии «дофинансирования» американской финансовой системы, попросту говоря, о финансовой накачке. Причем именно с упором на финансовые институты, а не на реальный сектор экономики. Что, в общем-то, более-менее последовательно. Для оживления американской экономики называются цифры в $7 трлн. Это та сумма, которую необходимо вложить, чтобы экономика США начала выходить из кризиса. Но тут надо иметь в виду следующее: только официальный государственный и корпоративный долг США находится в районе $10 трлн. А совокупный долг всех субъектов хозяйствования американской экономики исчисляется $60 трлн. Если посчитать, то разрушение финансовой системы или прямая гиперинфляция (хотя она может быть и скрытой посредством деградации финансовых инструментов) практически неизбежны.
Обама будет полностью повязан экономическим кризисом
Америка сейчас активно борется с дефляцией, накачивая необеспеченными деньгами свою экономику. Если же речь идет просто о чистой эмиссии, то это, в принципе, почти невозможно сделать в современном мире, потому что эмиссия должна быть оформлена какими-то обязательствами. Деньги могут вбрасываться под кредиты или под что-то еще. То есть должен существовать какой-то должник. Если ты вбросил деньги, то кто-то должен их заплатить (взять в долг, кредитовать тебя и так далее).
То есть способ денежной накачки — это кредитная эмиссия. Значит, выпущенные в оборот деньги оформляются в виде очередных дерривативов. И уже эти ценные бумаги оборачиваются на рынке. Если они обесцениваются, то «схлопываются» и те деньги, которые вы выпустили. Это тоже форма инфляции. На самом деле все это неизбежно и произойдет достаточно быстро, хотя точные сроки назвать очень трудно. Ничего другого, кроме как накачивать экономику необеспеченными деньгами, команда Клинтона не умеет. Там нет ни одного человека, который умел бы что-нибудь другое.
Да, в качестве «довеска» в администрации Обамы вертятся люди типа Уоррена Баффета в качестве советников. Но к системе, которая принимает решения, они не имеют никакого отношения. Так что к комплементам Баффета нужно относиться осторожно. Потому что это такой штатный американский оптимист. При этом понятно, что решение экономических проблем будет полностью занимать Обаму — его руки, ноги и другие выступающие части тела. Он будет полностью повязан экономикой и экономическим кризисом. Это, конечно, будет сдерживать его инициативы во внеэкономической сфере. В том числе и весьма опасные инициативы. Тем не менее, они могут носить рефлекторный характер, как неизбежная и необходимая реакция на возникающие конфликты. Причем конфликты вполне способны организовывать и другие. В окружении Обамы есть много людей, умеющих это делать.
...
...
Сегодня модно сравнивать текущий системный кризис с Великой депрессией 1930-х. Что же мы видим? Обаме уже намного труднее, чем Франклину Делано Рузвельту в 1932-м. Ф.Д.Р., надо заметить, пришел в Белый дом с поста губернатора самого крупного, «имперского штата» – Нью-Йорка. Он успел получить реальный опыт антикризисной экономической политики, включавшей в себя организацию общественных работ и финансовую помощь безработным. Бараку Хусейну Обаме похвастаться подобным нельзя: он никогда не управлял ни штатом, ни даже большим городом. Он вообще реально ничем не управлял.
Его антикризисные речи – пока лишь теория, благие намерения.
У Франклина Рузвельта в 1932-м под рукою имелись менеджеры-промышленники, управляющие-технократы с нефинансовым, неспекулятивным складом ума. То были люди, зачастую прошедшие школу управления централизованной экономикой и национализированными отраслями в годы Первой мировой. Ничего подобного в распоряжении Обамы в 2009 году нет. Его окружают сплошь чистые финансисты и откровенные спекулянты. За 27 лет ультралиберализма успели уйти менеджерские кадры, еще помнившие законы и приемы кейнсианско-рузвельтовской экономики, в каковой Америка жила еще в 1970-е годы. Практически нет нелиберальных экономистов с нефинансовой логикой: годы господства фридманизма-хайекизма-рейганизма успели выжечь поле американской экономической науки, уничтожили в ней спасительное разнообразие. Кризис «управленческого капитала» в США – факт печальный и бесспорный. Непреодоление его чревато гражданской смутой в Америке.
...
Накачка долларовой массой банков в первую очередь спасает власть и богатство финансовой элиты США, но при этом ведет страну к катастрофе. В интересах национальной экономики и вообще американского народа – оказывать финансовую помощь не банкам, а реальному сектору и непосредственно гражданам, оказавшимся на грани банкротства по закладным на недвижимость. Лучше не в банки вкачивать эту новую массу, а в те же инфраструктурные проекты.
...
Что произошло при Буше Втором? Неолиберализм с его культом наживы любой ценой и ненавистью ко всему государственному (не приватному) породил феномен приватизации… государственных функций. Администрация Буша-юниора принялась раздавать государственные деньги частным компаниям и корпорациям, которые стали выполнять стрежневые функции государства. Т. е. мало оказалось приватизировать энергоснабжение, дороги или водопровод: приватизации стали подвергаться функции полицейские, социального обеспечения, борьбы с последствиями катастроф. Убийственный факт: после катастрофического наводнения в Новом Орлеане в 2005 году сбор тел погибших поручили не государственному агентству по чрезвычайным ситуациям (FEMA), не Национальной гвардии и не добровольцам из местных жителей, а частному похоронному бюро. И за каждое тело сия фирма получала $12 500! При этом даже через год после катастрофы люди продолжали находить разлагающиеся останки людей в развалинах домов.
Устройство лагерей для неимущих пострадавших и их охрану стали обеспечивать частные военные и строительные компании, при этом неимоверно доившие бюджет США. Вскрылись факты иной раз 80-кратного раздувания затрат. То же самое было с подрядами, что раздавали власти США корпорациям при «восстановлении Ирака». Пентагон, в свою очередь, с 2001 г. приватизирует тыловое обеспечение армии Соединенных Штатов, раздавая деньги напрямую частным подрядчикам, а некоторых из них назначая… контролерами исполнения подрядов и устроителями конкурсов среди подрядчиков. Стаи частных подрядчиков кормятся вокруг Департамента внутренней безопасности США и других ведомств. От государства остается лишь пустая скорлупа: государство не хочет управлять и нести ответственность – оно раздает деньги налогоплательщиков тем, кто, по его мнению, сможет «эффективно делать работу». Естественно, это обернулось чудовищным казнокрадством, непомерной коррупций и вакханалией корпоративного обогащения на деньги налогоплательщиков.
...
Деньги «пилили» так, что дым шел: даже разработку концепции построения местной демократии отдали на откуп частному канадскому институту, принадлежащему мормонам, ничего не смыслившим в проблемах исламского мира. А цена вопроса между тем составила $466 млн. Очевидно, без отката дело не обошлось!
...
Все это напоминает дикий разгул казнокрадства что при Николае I в Крымскую войну, что при Ельцине. Можно говорить о том, что коррупция проела высшие эшелоны США, обеспечив прямую перекачку общественных денег в частные карманы. Конечно, оргия не могла длиться долго: Америка зашаталась под тяжестью огромного государственного долга.
Что дальше? Нужно как минимум прекращать этот паразитизм на бюджете страны. Но как? Ведь элита уже привыкла к «сладенькому». А продолжение ее либерально-коррупционных занятий объективно невозможно. Они несовместимы с дальнейшим существованием США. Угроза гиперинфляции и безработицы вынуждает к немедленному действию – иначе может стать поздно.
...
...
Вообще, трудно отделаться от мысли, что в данном случае просто взяли набор рецептов 1930-х годов, что создавались в насквозь индустриальной Америке, – и решили применить их в США, где промышленность во многом просто исчезла. Рузвельт-то начинал с NIRA, с Закона о восстановлении национальной промышленности. А в плане Обамы самого слова «индустрия» нет как такового. NIRA, отменяя некоторые нормы антимонопольного законодательства, устанавливала минимальную заработную плату для рабочих и их право объединяться в профсоюзы. Рузвельт получил поддержку рабочих – вплоть до того, что профвожаки обещали ему выставить в случае чего 20 дивизий для подавления сопротивления крупного бизнеса (слова лидера профсоюза горняков Дж. Льюиса). А теперь промышленности в Америке – нет, и опереться больше не на кого. Нет сонма заводов и фабрик, где американцы могли бы получить миллионы качественных рабочих мест, которые бы давали бюджету США стабильные отчисления.
Поэтому можно смело заявить: ARRP, пресловутый план Обамы, провалится с треском. Он – мертворожденный с самого начала.
По сути дела, имитировать рузвельтовскую политику (или подражать ей) в нынешних США просто бессмысленно. Ибо Новый курс Ф.Д.Р. базировался на высокоразвитой индустрии, на миллионах рабочих и инженеров. Ему не пришлось строить промышленность заново: она в его распоряжении уже имелась. А у Обамы ее нет! Именно ради развития реального сектора в 1930-е и строились все эти шоссе, мосты и дамбы, развивалась энергетика. Чтобы смысл появился, надо прежде подражать не Рузвельту, а Сталину – воссоздав для начала (хоть и на новых технологиях) промышленную базу Америки. Осуществив грандиозные программы строительства новых заводов и подготовки для них работников. А без всего этого «обаморузвельтизм» приведет лишь к перекачке денег в карманы корпораций и к перетеканию долларов в промышленный Китай. «Постиндустриализм» в американском исполнении 1980–2000-х годов показал свою полную нежизнеспособность. США смогли жить, закрывая промышленность, не за счет каких-то высокоинтеллектуальных услуг и технологий, а за счет ФРС. То есть, они могли печатать доллары (пока мир соглашался их принимать) – и покупать в других странах все необходимое. Это – все что угодно, но никак не замена индустриализма. Как только «пирамида доллара» стала рушиться, обнажилось все убожество современных США. Анемичные остатки промышленности, дегенерировавшие и потерявшие конкурентоспособность граждане, не имеющие элементарных навыков для работы на заводах, достаточно слабая система образования, выпускающая функционально неграмотных особей. Вузы, плодящие слишком много юристов и менеджеров, но мало инженеров.
План Обамы не решает ни одной из этих проблем. Он даже не заикается о передовых отраслях производства вроде аэрокосмоса или биотеха. Не решается и другая проблема проблем: что делать с долларом? Как поступать с астрономическим долгом США? Ведь понятно, что программы Обамы будут финансироваться за счет печатного станка: никто просто не даст Америке такие суммы в долг, невозможно занять деньги у американских граждан. Как вообще избежать дефолта по выплатам госдолга и долларовой инфляции из-за ураганной эмиссии? Нет ответа.
...
...
Барак Обама, по-видимому, превзойдет Гувера и будет управлять страной во времена, которые историки могли бы, скорее всего, назвать Очень Великой Депрессией 2008-2014, несмотря даже на то, что он найдет новую касту финансовых консультантов до дня инаугурации 20 января. Требуется не вторично отработанные люди, типа президента Федеральной резервной системы Нью-Йорка Пола Волкера или Ларри Саммерса. Необходима радикально новая стратегия для того, чтобы ввести практически всю экономику Соединенных Штатов в определенную форму по реорганизации экстренного банкротства согласно Главе 11, когда банки смогут списать до 90% своих токсичных активов для того, чтобы сохранить реальную экономику для американского населения и остального мира. Бумажные деньги легко разорвать в клочья. Но так нельзя поступать с человеческими жизнями.
В ходе этого процесса, может быть, Конгресс рассмотрит возможность возвращения ФРС федеральному правительству, как изначально было предписано в Конституции, и сделает весь этот процесс более удобным для всех. Если то, что я сказал, выглядит крайне резким, перечитайте эту статью еще раз через шесть месяцев.
Оригинал статьи: Federal Reserve sets stage for Weimar-style Hyperinflation
© Перевод: Наталья Лаваль (под редакцией Леонида Савина) специально для сайтов "Война и Мир" и "Геополитика".
Источник: Уильям Ф. Энгдаль