
С.В.Кудрявцев
Роль судебных и внесудебных
органов в проведении репрессий
Завершающим этапом в расследовании политических дел было направление их на рассмотрение судебных и внесудебных органов. В соответствии с действовавшим в 30-е годы уголовно-процессуальным законодательством и подзаконными актами, подобные дела направлялись в зависимости от их подсудности в областные и линейные суды, военные трибуналы, в Военную коллегию Верховного суда СССР, а также на Особое совещание при НКВД СССР. Во второй половине 30-х годов на основании нормативных актов с санкции высшего партийно-советского руководства действовали подведомственные НКВД органы внесудебной расправы ("тройки", "особые тройки") и межведомственные внесудебные органы (так называемая "двойка" — Комиссия НКВД и прокурора СССР).
27 мая 1935 года появился приказ руководства НКВД СССР N 00192 об организации в составе территориальных управлений "троек" по рассмотрению дел "об уголовных и деклассированных элементах и о злостных нарушителях положения о паспортах". "Тройки" могли принимать решения о ссылке, высылке из СССР и заключении в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет. Приказ предписывал: "Изъятие уголовного и деклассированного элемента проводить повседневно и основательно, но без лишней торопливости, внимательно изучая все обстоятельства каждого рассматриваемого дела".
Через три года этот приказ заменили новым N 00319, вносившим незначительные коррективы в деятельность "троек". Права же их оставались неизменными.
С 1 апреля 1936 по 1 октября 1938 года "тройка" Ярославского УНКВД осудила по линии милиции 12320 человек за общеуголовные преступления как "социально вредные элементы" и др.
В состав "тройки" Ярославской области входили: начальник УНКВД А. М. Ершов, начальник УРКМ К. М. Калабухов (с апреля 1937 года — Л. Б. Грановский), прокуроры — П. И. Андреев, Ф. Л. Марчук, Д. А. Кошелев, Б. К. Юрчук, П. Д. Прокопенко и другие.
С июля 1937 года в связи с проведением спецопераций по массовому репрессированию бывших кулаков, членов "антисоветских" политпартий и организаций, а также бандитов, уголовников-рецидивистов и других категорий граждан создается новая разновидность "троек", в состав которых вошли и партийные руководители. Это регламентировалось приказом НКВД СССР N 00447 от 30 июля 1937 года. Этот же документ утвердил и персональный состав "троек". В Ярославской области в нее вошли: А. М. Ершов, Г. А. Полумордвинов и Б. К. Юрчук. Позднее в качестве членов на "тройке" последовательно присутствовали секретари обкома партии: с октября 1937 года Н. Н. Органов, с мая 1938 года — А. И. Шахурин. В апреле 1938 года Б. К. Юрчука сменил новый областной прокурор В. Г. Чермашенцев. "Тройка" Ярославского УНКВД действовала с 5 августа 1937 по 19 мая 1938 года.
Свидетельства очевидцев говорят о том, что заседания "тройки" проходили весьма условно, дела практически не обсуждались, согласовывались лишь сроки наказания. На одном из совещаний оперативного состава УНКВД А. М. Ершов дал указание об "упрощённом способе" ведения дел, направлявшихся на "тройку". Достаточно было лишь справки о "социальной физиономии" арестованного и двух свидетельских показаний, "изобличающих" его. Одновременно дали и другую установку: принимать на "тройку" только групповые дела. В результате этого районные аппараты стали соответственно объединять подготовленные ими дела. В них иногда входили лица, не имевшие никакой связи с осуждаемой группой.
В упоминавшихся ранее "альбомах" и "списках", т. е. справочном материале, являвшемся основанием для ареста и рассмотрения дел внесудебным порядком, сохранились сделанные наспех пометки: "Р" (расстрелять), "I" и "II" (1-я и 2-я категории), "Арестовать", "10" (10 лет лишения свободы) и т. д. Эти пометки становились приговорами, решавшими судьбу человека. Кроме того, если в первое время "тройка" собиралась в полном составе, то в последующем дела на ней заслушивал или рассматривал один А. М. Ершов, и он же выносил заочно по ним решения. Остальные члены "тройки" как постфактум расписывались в протоколах. Это стало системой.
В связи с тем, что сроки проведения спецопераций затянулись, 17 сентября 1938 года НКВД СССР издал приказ N 00606 об образовании "особых троек" на местах для завершения рассмотрения дел на арестованных согласно спецприказов N 00485, 00439, 00593 и др.
Широкое распространение в период массовых политических репрессий получили и такие внесудебные органы, как "двойки", формировавшиеся в соответствии с приказами НКВД СССР N 00485 и 00593. В их состав входили наркомы внутренних дел республик, начальники УНКВД краев и областей и соответствующие прокуроры. С 20 октября 1937 по 21 июня 1938 года такой внесудебный орган (НКВД и прокурора СССР) рассмотрел 26 списков на 807 человек, представленных Ярославским УНКВД и ДТО Ярославской железной дороги. К расстрелу осудили 604 человека.
Помимо этого в январе 1937 — октябре 1938 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило 512 жителей Ярославской области к различным срокам лишения свободы.
Внесудебные органы являлись неотъемлемой частью механизма проведения массовых репрессий второй половины 30-х годов. Однако они не были единственными структурами, призванными вершить политическую расправу. Наряду с ними функционировали и судебные инстанции. Особенно показательна в этом плане деятельность Военной коллегии Верховного суда СССР. Созданная в 1924 году, она должна была вершить суд над лицами высшего комначполитсостава армии и флота. Длительное время коллегия непосредственно руководила военными трибуналами и выступала в качестве кассационной инстанции. Объем ее полномочий резко возрос с лета 1934 года. Военной коллегии и руководимым ею военным трибуналам было поручено судебное рассмотрение дел по обвинению в особо опасных преступлениях (измена Родине, террор, шпионаж, диверсии). Как видно из приведенных ниже фактов, эта коллегия в полной мере соответствовала планам карательной политики государства и одновременно являлась иллюзией советского правосудия.
10 сентября 1937 года в Москве Военная коллегия ВС СССР в составе председателя — армвоенюриста В. В. Ульриха и членов коллегии: бригвоенюриста Стельмаховича и военюриста 1 ранга Д. Я.Кандыбина рассмотрела дело бывшего секретаря Ярославского обкома ВКП(б) А. Р. Вайнова. Судебное заседание было закрытым, дело слушалось без участия обвинения и защиты и вызова свидетелей. Заседание, открытое в 9 часов 40 минут, закончилось в 9 часов 45 минут оглашением приговора. А. Р. Вайнова признали виновным в "совершенных преступлениях" и приговорили к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день.
14—15 сентября 1937 года в Москве состоялся еще ряд закрытых заседаний Военной коллегии, длившихся не более 10—15 минут. Военные судьи пачками "рассматривали" дела в отношении ярославских "контрреволюционеров" и штамповали на заранее подготовленных бланках протоколов приговоры исключительно к высшей мере наказания — расстрелу. Осенью 1937 года Военной коллегией ВС СССР были осуждены и другие бывшие руководители Ярославской области, репрессированные в июне-июле этого же года. Среди них — секретарь обкома ВКП(б) И. А. Нефедов, секретари Ярославского горкома ВКП(б) Ф. И. Иванов, В. М. Шеханов и М. И. Шальнов, работники облисполкома М. Ф. Буланов, А. И. Прокофьев и А. Ф. Сергушев, директор Ярославского горторга Д. И. Дзенциол и другие.
О том, насколько безразличным к судьбам людей было рассмотрение дел, свидетельствует уникальный документ — протокол закрытого судебного заседания Военной коллегии от 15 сентября 1937 года в отношении М. И. Шальнова. На заготовленном заранее бланке протокола слова и выражения были отпечатаны в женском роде ("подсудимая в суд доставлена" или "председательствующий удостоверяется в самоличности подсудимой и спрашивает ее" и т. п.). В документ впечатали лишь фамилию, имя и отчество. В таком виде протокол утвердили и приобщили к делу.
В связи с большим количеством групповых дел в территориальных органах УНКВД широкое распространение получила практика приезда в регион выездных сессий Военной коллегии Верховного суда СССР. Они рассматривали дела "списочно". Списки лиц, в которых люди были уже распределены по 1-й и 2-й категориям, предварительно согласовывались на уровне руководства НКВД СССР и Военной коллегии. После их утверждения в центре списки возвращались в региональные управления. Фактически судьба человека решалась до суда.
На протяжении 1937—1938 годов в Ярославле в здании Управления НКВД было проведено девять заседаний выездных сессий Военной коллегии по рассмотрению дел, представленных УНКВД и ДТО Ярославской железной дороги. В том числе:
- с 28 по 31 декабря 1937 года выездная сессия рассмотрела дела на 221 человека, из них к расстрелу приговорили 179 подсудимых. Многие были хорошо известными в области людьми: секретарь обкома ВКП(б) Г. А. Полумордвинов, председатель облисполкома Г. Г. Заржицкий и его заместитель А. В. Хлыбов, директора крупнейших промышленных предприятий — Л. Т. Стреж, И. Ф. Сипер, С. И. Чечельницкий, а также руководящий, служащий и рабочий персонал заводов, партийно-комсомольские работники Г. А. Чантурия, С. С. Раухман и другие.
- 27 марта 1938 года выездная сессия утвердила дела на 32 человека, приговорив всех к расстрелу. В их числе был руководящий состав Ярославской железной дороги во главе с начальником дороги М. М. Егоровым и его заместителем Г. П. Горячих, директор Ярославского автозавода В. А. Еленин.
- c 3 по 6 октября 1938 года выездная сессия рассмотрела дела на 276 человек, к расстрелу приговорено 187 подсудимых. Среди них: секретарь Ярославского горкома ВКП(б) Б. И. Павлов, секретари обкома комсомола А. М. Брусникин и А. В. Смирнова, командный состав РККА А. А. Геронимус и Е. Е. Даненберг, митрополит Ярославский Павел (П. П. Борисовский), бывший председатель Ярославского губисполкома Н. Ф. Доброхотов и другие.
С сентября 1937 по 6 октября 1938 года выездными сессиями Военной коллегии ВС СССР осуждено в Ярославской области 529 человек, в том числе приговорено к расстрелу — 398.
Приведенные данные красноречиво говорят, что в отличие от первой половины 30-х годов в карательной политике советского государства был сделан крен в сторону ужесточения механизма репрессий. Законно действовавшие судебные структуры были не готовы в достаточно короткие сроки исполнить возложенные на них новые функции. В помощь репрессивно-охранительной системе придали органы внесудебной расправы, деятельность которых регламентировалась исключительно ведомственными директивами и инструкциями, а следовательно, не была связана какими-либо условностями судебно-следственного процесса.
"Двойки", "тройки" и другие разновидности внесудебных структур являлись наиболее действенным инструментом при проведении массовых политических репрессий. В 1937—1938 годах в среднем приходилось 25 процентов дел на лиц, осужденных судебными органами, и 75 процентов — на внесудебные органы.
Оперативный приказ НКВД СССР № 00447 «ОБ ОПЕРАЦИИ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, УГОЛОВНИКОВ И ДРУГИХ АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ».
30 июля 1937 года Совершенно секретно
экз. 1
гор. Москва
Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т.п.
...Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков, и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства.
В соответствии с этим приказываю – с 5 августа 1937 года во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников.
В Узбекской, Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР операцию начать с 10 августа с.г., а в Дальневосточном и Красноярском краях и Восточно-Сибирской области – с 15-го августа с.г.
При организации и проведении операций руководствоваться следующим:
1. Контингенты, подлежащие репрессии
1.1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную подрывную антисоветскую деятельность.
1.2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.
1.3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.
1.4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.
1.5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований. Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.
1.6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.
2. О мерах наказания репрессируемых и количестве подлежащих репрессии
2.1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках, - РАССТРЕЛУ.
б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.
2.2.Согласно представленным учетным данным Наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных управлений НКВД утверждается следующее количество подлежащих репрессии:
I категория, II категория, Всего
1.Азербайджанская ССР 1500 3750 5250
2.Армянская ССР 500 1000 1500
3.Белорусская ССР 2000 10000 12000
4.Грузинская ССР 2000 3000 5000
5.Киргизская ССР 250 500 750
6.Таджикская ССР 500 1300 1800
7.Туркменская ССР 500 1500 2000
8.Узбекская ССР 750 4000 4750
9.Башкирская АССР 500 1500 2000
10.Бурятско-Монгол. АССР 350 1500 1850
11.Дагестанская АССР 500 2500 3000
12.Карельская АССР 300 700 1000
13.Кабардино-Балкар.АССР 300 700 1000
14.Крымская АССР 300 1200 1500
15.Коми АССР 100 300 400
16.Калмыцкая АССР 100 300 400
17.Марийская АССР 300 1500 1800
18.Мордовская АССР 300 1500 1800
19.Немцев Поволжья АССР 200 700 900
20.Северо-Осетинская АССР 200 500 700
21.Татарская АССР 500 1500 2000
22.Удмуртская АССР 200 500 700
23.Чечено-Ингушская АССР 500 1500 2000
24.Чувашская АССР 300 1500 1800
25.Азово-Черноморский кр. 5000 8000 13000
26.Дальне-Восточный край 2000 4000 6000
27.Западно-Сибирский край 5000 12000 17000
28.Красноярский край 750 2500 3250
29.Орджоникидзевский край 1000 4000 5000
30.Восточно-Сибирский край 1000 4000 5000
31.Воронежская область 1000 3500 4500
32.Горьковская область 1000 3500 4500
33.Западная область 1000 5000 6000
34.Ивановская область 750 2000 2750
35.Калининская область 1000 3000 4000
36.Курская область 1000 3000 4000
37.Куйбышевская область 1000 4000 5000
38.Кировская область 500 1500 2000
39.Ленинградская область 4000 10000 14000
40.Московская область 5000 30000 35000
41.Омская область 1000 2500 3500
42.Оренбургская область 1500 3000 4500
43.Саратовская область 1000 2000 3000
44.Сталинградская область 1000 3000 4000
45.Свердловская область 4000 6000 10000
46.Северная область 750 2000 2750
47.Челябинская область 1500 4500 6000
48.Ярославская область 750 1250 2000
Украинская ССР
1.Харьковская область 1500 4000 5500
2.Киевская область 2000 3500 5500
3.Винницкая 1000 3000 4000
4.Донецкая область 1000 3000 4000
5.Одесская область 1000 3500 4500
6.Днепропетровская область 1000 2000 3000
7.Черниговская область 300 1300 1600
8.Молдавская АССР 200 500 700
Казахская ССР
1.Северо-Казахст.область 650 300 950
2.Южно-Казахст. область 350 600 900
3.Западно-Казахст.область 100 200 300
4.Кустанайская область 150 450 600
5.Восточно-Казахст.область 300 1050 1350
6.Актюбинская область 350 1000 1350
7.Карагандинская область 400 600 1000
8.Алма-Атинская область 200 800 1000
Лагеря НКВД 10 000 - 10 000
2.3. Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются. В случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утвержденных цифр, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представить мне соответствующие мотивированные ходатайства. Уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории, - во вторую категорию и наоборот – разрешается.
2.4. Семьи приговоренных по первой и второй категории, как правило, не репрессируются.
Исключения составляют:
а) Семьи, члены которых способны к активным антисоветским действиям. Члены такой семьи с особого решения тройки, подлежат водворению в лагеря или трудпоселки.
б) Семьи лиц, репрессированных по первой категории, проживающие в пограничной полосе, подлежат переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краев, областей.
в) Семьи репрессированных по первой категории, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове-на-Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежат выселению из этих пунктов в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов.
г) Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категориям взять на учет и установить за ними систематическое наблюдение...
3. Организация работы троек
1. Утверждаю персональный состав республиканских, краевых и областных троек...
2. На заседаниях троек может присутствовать (там, где он не входит в состав тройки) республиканский, краевой или областной прокурор.
3. Тройки ведут свою работу, находясь в пункте расположения соответствующих НКВД, УНКВД или областных отделений НКВД, или выезжая к месту расположения оперативных секторов.
4. Тройки рассматривают представленные им материалы на каждого арестованного или группу арестованных, а также на каждую подлежащую выселению семью в отдельности. Тройки в зависимости от характера материалов и степени социальной опасности арестованного, могут относить лиц, намеченных к репрессированию по второй категории - к первой категории и лиц, намеченных к репрессированию по первой категории, – ко второй.
5. Тройки ведут протоколы своих заседаний, в которые записывают вынесенные ими приговоры в отношении каждого осужденного. Протокол заседания тройки направляется начальнику оперативной группы для приведения приговоров в исполнение. К следственным делам приобщаются выписки из протоколов в отношении каждого осужденного.
4. Порядок приведения приговоров в исполнение
1. Приговора приводятся в исполнение лицами по указаниям председателей троек, т.е. наркомов республиканских НКВД, начальников управлений или областных отделов НКВД. Основанием для приведения приговоров в исполнение являются – заверенная выписка из протокола заседания тройки с изложением приговора в отношении каждого осужденного и специальное предписание за подписью председателя тройки, вручаемые лицу, приводящему приговор в исполнение.
2. Приговора по первой категории приводятся в исполнение в местах и порядком по указанию наркомов внутренних дел, начальников управления и областных отделов НКВД с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора в исполнение. Документы об исполнении приговора приобщаются в отдельном конверте к следственному делу каждого осужденного.
3. Направление в лагеря лиц, осужденных по 2 категории, производится на основании нарядов, сообщаемых ГУЛАГом НКВД СССР.
Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР
Генеральный Комиссар Государственной Безопасности Н.ЕЖОВ
(«ГУЛАГ.1918-1960. Документы». Москва. 2002 г.).
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩИЕ
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ
СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
Постановление ЦИК и СНК СССР 1 декабря 1934 г.
Внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:
1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней.
2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде.
3. Дела слушать без участия сторон.
4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.
5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.
2.3. Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются. В случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утвержденных цифр, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представить мне соответствующие мотивированные ходатайства. Уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории, - во вторую категорию и наоборот – разрешается.
Внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти:
Акт
15 октября 1937 г.
г.Чистополь
Мы нижеподписавшиеся начальник Чистопольской опергруппы
ст.лейтенант госбезопасности Помялов, Пом.нач.опер.группы Булын-
денко, начальник Чистопольского РО НКВД ТАССР лейтенант госбезо-
пасности Власов составили настоящий акт в том , что :
26 августа, 21 сентября и 26 сентября 1937 г. на оперативные
нужды при приведении в исполнение приговоров Тройки при НКВД
ТАССР в отношении осужденных к расстрелу - израсходовано патрон к
револьверу "наган" восемьдесят четыре штуки ( 84 шт.)
Постановили:
Восемьдесят четыре шт.(84) патрон к револьверу "наган" списать
в расход.
Начальник Чистопольской опергруппы
Ст.лейтенант госбезопасности Помялов
Помнач. Чистопольской опергруппы
лейтенант госбезопасности Булынденко
Начальник Чистопольского РО НКВД
лейтенант госбезопасности Власов