Выводы стоит процитировать:
1. Россия начала оперировать очередной цифрой газового долга Украины, который нам придется погасить по цене долларов так в 450-470/тыс. кубов. К «сворованным» до 7 января более 86 млн. кубов газа прибавилось еще 140 млн. кубов, из-за отсутствия коих, по версии Кремля, Украина в ГТС не смогла создать необходимое давление для возобновления транзита.
В принципе, в этом есть доля правды. Из-за сниженных объемов поставок «Нефтегаза», на протяжении всей ГТС упало давление – потребители разобрали излишки. Поэтому даже если бы Россия предложила пустить транзит напрямую по «Уренгой - Ужгород», то, помимо компенсаций технологического газа, нам бы пришлось еще добавлять газ для стабилизации общего давления в трубе. Но это технически сложно сделать. Поэтому Дубина и ведет речь о восстановлении ежедневных поставок не менее 300 млн. кубов, с прицелом компенсации заполнения магистрали на выходе из ПХГ. Другое дело, можно ли говорить, что мы украли российский газ, «высмоктав» газ из ГТС?
2. Кремль в очередной раз продемонстрировал, что техническое состояние украинской ГТС оставляет желать лучшего. Отсюда выводы – развивать альтернативные маршруты («Северный поток», «Южный поток»), а также создавать консорциум по управлению и модернизации.
3. Транзитная баталия как-то скрывает факт, что Украина-то живет за счет собственных запасов газа уже две недели. И они постепенно заканчиваются. Тем не менее, у «Газпрома» есть благовидная причина оттягивать время переговоров, ссылаясь на необходимость в первую очередь восстановить поставки в Европу. Тем временем оппозиция, бизнес и общество, страдающие от уменьшения подачи газа, должны сами надавить на Тимошенко и Ющенко, сделав более сговорчивыми. Яркий пример – заявление главы созданной парламентской комиссии по вопросам газа Богословской: меморандум Тимошенко-Путина перестал действовать. То ли еще будет.
В Москве же продолжают выжидать. Понимая, что время полной капитуляции Киева не за горами. И с каждым днем Украина будет готова пойти все на более невыгодные условия. А для «принуждения к миру», как показали последние дни, у Кремля еще множество тузов в рукаве…(С)