гвардеец> Это весьма субъективное утверждение. Безусловно мы много взяли от орды, но вы вспомните почему Александр Невский призывал бороться против католических орденов, а Дмитрий Донской решился сражаться с татарами? Потому, что в первом и во втором случае противник угрожал нам уничтожением религиозным
Хм, в первом случае верно: Невский был рьяным ревнителем православия, но и не меньшим охотником до денег и власти. Крестоносцы же угрожали забрать все: мало того, что они свою веру собирались насаждать, но они и делиться властью ни с кем на захваченных территориях не собирались. Поэтому Невский и предпочел дружить против них с предложившими куда более сносные условия татарами.
С Донским же категорически неверно: Мамай вообще ничего ни против русских, ни против Донского не имел. У него вообще никаких особых задумок относительно Руси не было. Все дело было исключительно в династическом споре: старый хан помер, будучи авторитетным военачальником, но не будучи законным наследником хана, не захотел идти в подчинение молодого и слабого хана, а решил самостоятельно узурпировать всю власть в Орде, то бишь устроил банальный военный мятеж. Вокруг этого и загорелась разборка, в которой каждому из политических игроков Орды пришлось выбирать, на чьей он стороне. Донской тогда выбрал сторону законного хана, т.е. - выступил против Мамая. На самом деле на Куликовом поле рубились сводные армии, где с обоих сторон кого только не было: бок о бок с москвичами рубились верные законному хану татары, а против москвичей - перешедшие на сторону Мамая русские отряды. Так что никакой битвой за веру там не пахло: была банальная междоусобная разборка.
Реальное значение этой битвы не в том, что Донской победил Орду. Никакой победой над Ордой не пахло: Донской, собственно, за законного ордынского хана сражался. Главное ее значение состояло в усилившимся военно-политическим значением Москвы во внутриполитическом раскладе Орды. Произошло примерно то же, что у нас недавно случилось с грузинами: москвичей стали заметно больше уважать и серьезней к ним относиться после наглядной демонстрации их военной силы. Правда поначалу у Донского конфуз вышел: он от успеха совсем голову потерял и тот самый хан Тохтамыш, за которого Донской сражался, спалил нафиг Москву, дабы остудить зарвавшегося московского князя.
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее
