Заявление МИД России
27.08.2008
Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, сознавая свою ответственность за обеспечение выживания их братских народов перед лицом агрессивного, шовинистического курса Тбилиси.
В основе этого курса – провозглашенный в 1989 г. лозунг З.Гамсахурдия «Грузия для грузин», который он пытался реализовать в 1992 г., отменив автономные образования на грузинской территории и бросив грузинские войска на штурм Сухума и Цхинвала с целью силой утвердить вершимое беззаконие. Уже тогда в Южной Осетии был осуществлен геноцид. Осетины подверглись уничтожению и массовому изгнанию.
Благодаря самоотверженным действиям восставших против агрессора народов и усилиям России удалось прекратить кровопролитие, заключить соглашения о прекращении огня, создать механизмы поддержания мира и рассмотрения всех аспектов урегулирования.
В 1992 г. в Южной Осетии, а в 1994 г. – в Абхазии были созданы миротворческие силы, сформированы структуры для содействия при посредничестве России укреплению доверия, решению задач социально-экономического восстановления и вопросов политического статуса. Эти шаги были поддержаны ООН и ОБСЕ, которые подключились к работе соответствующих механизмов, направили своих наблюдателей в зоны конфликтов.
Миротворческие и переговорные механизмы не без сложностей, но все же работали, помогали сближать позиции, достигать конкретных договоренностей.
Однако реально открывавшиеся перспективы были перечеркнуты после того, как в конце 2003 г. власть в Грузии «революционным» путем захватил М.Саакашвили, который сразу стал угрожать силовым решением югоосетинской и абхазской проблем.
Уже в мае 2004 г. в зону грузино-осетинского конфликта были введены подразделения спецназа и внутренних войск МВД Грузии, а в августе Цхинвал подвергся артиллерийскому обстрелу, была предпринята попытка его захвата. При активном посредничестве России премьер-министр Грузии З.В.Жвания и руководитель Южной Осетии Э.Д.Кокойты подписали протокол о прекращении огня, а в ноябре 2004 г. – документ о путях нормализации отношений на основе поэтапного подхода.
После загадочной смерти здравомыслящего государственного деятеля З.В.Жвании в феврале 2005 г. М.Саакашвили категорически отказался от всех договоренностей.
Это касалось и его отношения к абхазскому урегулированию, в основе которого лежало подписанное 14 мая 1994 г. в Москве Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. В соответствии с этим Соглашением в зоне грузино-абхазского конфликта были размещены Коллективные силы по поддержанию мира. Была также создана Миссия ООН по наблюдению в Грузии, сформирована Группа друзей Генерального секретаря ООН по Грузии.
Введя в 2006 г. в нарушение всех соглашений и решений ООН грузинский воинский контингент в Верхние Кодоры, М.Саакашвили сорвал намечавшийся в рамках этих механизмов прогресс в процессе урегулирования, включая реализацию договоренностей В.В.Путина и Э.А.Шеварднадзе от марта 2003 г. о совместной работе по возвращению беженцев и открытию железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси.
Продолжая открыто игнорировать обязательства Грузии и договоренности в рамках ООН и ОБСЕ, М.Саакашвили создал марионеточные административные структуры для Абхазии и Южной Осетии с целью окончательно похоронить переговорный процесс.
Все годы правления М.Саакашвили были отмечены его абсолютной недоговороспособностью, непрекращающимися провокациями и инсценировками в зонах конфликтов, нападениями на российских миротворцев, уничижительным отношением к демократически избранным руководителям Абхазии и Южной Осетии.
С тех пор, как в начале 1990-х годов из-за действий Тбилиси разгорелись абхазский и югоосетинский конфликты, Россия делала все возможное для содействия их урегулированию, исходя из признания территориальной целостности Грузии. Россия заняла такую позицию, несмотря на то, что при провозглашении независимости Грузии было нарушено право Абхазии и Южной Осетии на самоопределение. В соответствии с законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» автономные образования в составе союзных республик обладали правом самостоятельно решать вопросы о своем пребывании в Союзе и своем государственно-правовом статусе в случае выхода этой республики из СССР. Грузия воспрепятствовала Абхазии и Южной Осетии воспользоваться этим правом.
Россия, тем не менее, последовательно придерживалась своей линии, добросовестно выполняла свои миротворческие и посреднические функции, стремилась содействовать достижению мирных договоренностей, проявляла выдержку и терпение перед лицом провокаций. Не отошли мы от своей позиции даже после одностороннего провозглашения независимости Косово.
Агрессивным нападением на Южную Осетию в ночь на 8 августа 2008 года, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, в том числе среди миротворцев и других российских граждан, подготовкой аналогичной акции против Абхазии М.Саакашвили сам поставил крест на территориальной целостности Грузии. Постоянно применяя грубую военную силу против народов, которых, по его словам, он хотел видеть в составе своего государства, М.Саакашвили не оставил им иного выбора, кроме как обеспечивать свою безопасность и право на существование через самоопределение в качестве независимых государств.
Вряд ли М.Саакашвили не понимал, какими последствиями для грузинского государства чревата попытка силового решения югоосетинской и абхазской проблем. Еще в феврале 2006 года в одном из интервью он заявил: «Я не отдам приказ о проведении военной операции. Я не хочу, чтобы гибли люди, потому что кровь на Кавказе – это даже не на десятилетия, это на века». Так что он знал, на что шел.
Нельзя не упомянуть и о той роли, которую сыграли те, кто все эти годы потакал милитаристскому режиму М.Саакашвили, поставлял ему наступательные вооружения в нарушение правил ОБСЕ и Евросоюза, отговаривал его от принятия обязательств по неприменению силы и создавал у него комплекс безнаказанности, в том числе и в отношении его авторитарных действий по подавлению инакомыслия внутри Грузии. Знаем, что на определенных этапах внешние покровители пытались удержать М.Саакашвили от безрассудных военных авантюр, но он явно вышел из-под всякого контроля. Тревожит, что не все смогли сделать объективные выводы в связи с агрессией. Забрезжившие было надежды на реализацию совместной инициативы Президентов России и Франции от 12 августа 2008 года быстро исчезли, когда Тбилиси по сути отверг эту инициативу, а защитники М.Саакашвили пошли у него на поводу. Более того, в США и некоторых европейских столицах обещают М.Саакашвили защиту со стороны НАТО, призывают к перевооружению тбилисского режима и уже приступают к поставкам ему новых партий оружия. Это – прямое приглашение к новым авантюрам.
Учитывая обращения югоосетинского и абхазского народов, парламентов и президентов двух республик, мнение народа России и позицию обеих палат Федерального Собрания, Президент Российской Федерации принял решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии и о заключении с ними договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.
При принятии этого решения российская сторона опиралась на положения Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, других основополагающих международных документов, включая Декларацию 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с этой Декларацией каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость, соблюдать в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов и иметь правительства, представляющие весь народ, проживающий на данной территории. Нет никаких сомнений, что режим М.Саакашвили никак не соответствует этим высоким стандартам, установленным мировым сообществом.
Россия, питающая искренние чувства дружбы и симпатии к грузинскому народу, уверена, что рано или поздно он обретет достойных руководителей, которые смогут по-настоящему заботиться о своей стране и развивать взаимоуважительные, равноправные, добрососедские отношения со всеми народами Кавказа. Россия будет готова всячески этому способствовать.