[показать]Ситуация в Косово была иной, чем в Абхазии и Южной Осетии, и не может служить прецедентом, считает профессор международного права берлинского университета имени Гумбольдта Кристиан Томушат.
В интервью столичной радиостанции "Радио Берлин - Бранденбург" 27 августа профессор Кристиан Томушат (Christian Tomuschat) заявил, что ситуацию в Южной Осетии и в Абхазии нельзя сравнивать с косовской.
В Косово был геноцид
В 90-е годы прошлого века край Косово был лишен автономии, и Слободан Милошевич фактически проводил политику геноцида, развернув репрессии против косовских албанцев. На Кавказе же, прежде всего в Абхазии, наоборот, изгонялось грузинское население.
Что касается Южной Осетии, то здесь было одно-единственное нападение грузинских военнослужащих на Цхинвали. Это не идет ни в какое сравнение с акциями югославской, а позднее сербской армии в Косово, считает профессор.
Статус Южной Осетии и Абхазии не изменился
По мнению немецкого эксперта, и Южная Осетия, и Абхазия по-прежнему остаются с международно-правовой точки зрения частью государственной территории Грузии. "Тот факт, что одна единственная страна - Россия - признала независимость этих провинций, не меняет правового положения Южной Осетии и Абхазии", - заявил он.
Вместе с тем грузинское вторжение в Южную Осетию в начале августа Кристиан Томушат считает ошибкой. Он не знает, что там происходило на первом этапе боевых действий и не исключает, что они велись с нарушением принципов международного права.
Реакция России была неадекватной
Но как бы то ни было, делать из вывод о том, что это дает право Южной Осетии стать самостоятельным государством профессор назвал неправильным, а признание Россией - неадекватной реакцией с ее стороны.
В результате Москва фактически закрыла двери для поиска политического урегулирования кавказских конфликтов и сделала практически невозможным переговоры о предоставлении Южной Осетии и Абхазии статуса широкой автономии, заявил эксперт. (нж)
Ситуация в Косово была иной, чем в Абхазии и Южной Осетии, и не может служить прецедентом, считает профессор международного права берлинского университета имени Гумбольдта Кристиан Томушат.
// www.dw-world.de