Итак, Россия «принудила» Грузию и весь мир к трансцендентному «миру».
Каковы итоги победоносной российско-грузинской войны?
1. Президенту Саакашвили удалось спровоцировать Россию на демонстрацию своего истинного лица. В этом смысле, Саакашвили добился победы. Россия ошарашила мир ровно так же, как Советский Союз, когда вторгался в Афганистан и сбивал южнокорейский пассажирский самолет. Победил Джон Маккейн и все те, кто считает, что России не место в западных элитных клубах.
2. Запад продемонстрировал себя как друга Грузии, не очень спешашего ему на помощь. Я думаю, что в результате подобного «осторожного» ответа Запада, многие его романтические сторонники призадумаются: делать ли на него безоглядную ставку.
3. Россия потеряла статус миротворца в конфликтах на территории Грузии. Таких «миротворцев», «принуждающих к миру» суверенное государство, даже Джордж Оруэлл не изобрел. Дмитрия Медведева несомненно выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, а также Нобелевскую премию «Мира» (того самого, «принужденного»!)
4. России не удалось сместить президента Михаила Саакашвили. «Сместили» всех критиков президента и власть его консолидировали до пожизненного срока.
5. Мировое развитие явно поменяло направление. Теперь членство Грузии (Украины) в НАТО и строительство всевозможных ПРО на границах России – не романтика, а чистая прагматика. Очевидно, что Грузия не может больше балансировать в непонятной роли по отношению к Западу. Или это – стратегический союзник, как Израиль, как члены НАТО, или это пустое место и Грузии впору подписывать с Россией новый кабальный Георгиевский трактат.
6. Надо знать Запад, чтобы понять какой переворот совершила эта война в его мировоззрении. Вот уж в самом деле кто «медленно запрягает», но потом быстро бежит. Запад не склонен к мгновенному, тем более эмоциональному реагированию. Тут довлеет принцип доктрины, долгоиграющей конструкции в мировых делах. Едва ли кто теперь будет рассматривать Россию как любого рода «партнера», даже в таких делах как Иран. Скорее постепенно будет нарастать доктрина «сдерживания России» и вытеснения ее из мировых «мозговых центров».
7. Совершенно иначе зазвучали сепаратистские конфликты в Грузии. Абхазия только тогда может поставить на референдум вопрос о выходе из Грузии, когда будут возвращены 200 тысяч беженцев. А это число явно больше половины населения провинции. Вопрос беженцев отныне резко актуализируется. То же самое касается Южной Осетии, куда осетины бежали с севера исторически не так давно, и которая является исконно грузинской землей Самачабло (владение князей Мачабели). Осетины живут в грузинами в ЮО вперемежку, как живут испаноязычные граждане с англоязычными в США. Как живут афроамериканцы среди евроамериканцев. Кроме того, у осетин уже есть их историческая родина – Алания, на территории России. Да, «этнические чистки» - вновь заглавная тема человечества. Надо вспомнить об этих преступлениях в Чечне, где установками «Град» ровняли с землей Грозный. Надо вспомнить о 15 тысячах этнических грузин, вырезанных абхазскими «боевиками»...
8. Под сомнением проведение Зимней Олимпиады в Сочи. Во всяком случае, достойное проведение.
Итоги, надо сказать, достаточно серьезные, меняющие статус кво в международных делах.
Авторитаризм теперь будет восприниматься мировой демократией совсем иначе – как угроза. Прошла жирная разграничительная линия между демократическим и недемократическими феноменами и если раньше суть России была трудноуловима и трудноопределяема, то теперь ситуация на шахматной доске упростилась.
Россия взяла на себя все ингредиенты советского феномена, все его черты и свойства. Бывало и в руководстве ЦК КПСС усматривали неких «либералов» (Андропов), и с Советами были «разрядки» и поцелуи в космосе. Эти «поцелуи» останутся и сейчас, но за ними будет идти интенсивная точка зубов.
Можно сказать, что своим «принуждением к миру» Россия развязала новую Холодную войну.
Держать Грузию в качестве веймаровской Германии у России не получится – нет для этого никаких условий. Идти напролом, не считаясь с мировым мнением, как делал Сталин или Никита Хрущев, для России есть путь в бездну. Посол страны в Совбезе ООН Виталий Чуркин едва не матерился перед всем честным народом. Все до единого члена Совбеза ООН были против России – это тревожный сигнал для Кремля, который, впрочем, лишен рецепторов опасности. Без ощущения опасности легко не заметить притаившегося за углом тигра и превратиться в еду.
Главный порок России, унаследованный от Советского Союза – вечное намерение убедить планету в том, что черное это белое и наоборот. Так Москва пыталась уверить человечество, что сбила над Сахалином не пассажирский авиалайнер, а летающего шпиона. Пыталась убедить мир в том, что оказывает «интернациональную помощь» афганскому народу. «Зато мы делаем ракеты» - этот рефрен спокойно можно было бы включить в текст сталинского российского национального гимна. На время такое упорство дает результат, потому что никому не хочется спорить с топором. Но итог всегда один: белое все-таки остается белым, а Советы распадаются...
Я смотрел на президентов Медведева и Саркози во время их пресс-конференции и делал физиогномические оценки. Клокочущий от непонятной радости, уверенный в себя до беспредела российский лидер, который вероятно считал, что вещает от имени и по поручению Бога. И саркастически прищурившийся Саркози, который думал про себя как усмирить просыпающегося медведя. Россия так и не ушла от ордынских потех пужать всех и грозить миру «кузькиной матерью». Принципиальная ошибка Кремля, его очевидный «прокол» - геополитически олицетворять себя с Соединенными Штатами. Дескать, там Косово – тут Юго-Осетия и Абхазия. Там американские налеты на Белград и Багдад, тут – бомбардировка Гори, Сенаки, Поти.
Параллели подобного рода никогда не работали и не заработают в мировом силовом поле. Сталин все пытался делить мир на сферы влияния, то с Гитлером, то с Черчиллем и Труменом. В итоге «холодная война» и впечатлительное поражение советизма.
Россия – не Америка и ничего общего с ней не имеет, кроме большой территории. Америка – цивилизационный лидер, а Россия – увы, если не аутсайдер, то пока явно и не фаворит. Восьмая экономика мира, сто восемьдесят восьмая демократия... – это не те качества, которые говорят о стране, как о своего рода аналоге США. Это, скорее, аналог Ирана или Венесуэлы. Поэтому, сравнивая себя с заокеанским гагинтом, Россия попадает в смешное положение, как если сравнить рост ее лидеров с баскетбольным центровым.
«Принуждение к миру» (модификация - «понуждение к миру») - очень точная характеристика советско-российского феномена. Однако, мир ни к чему «принуждать» нельзя, это не кремлевский холоп. К миру «принуждают» в тюрьмах и лагерях, куда подспудно пытаются загнать человечество все авторитарные лидеры земли. Гордыня наказуема, поэтому распались коммунистические империи, претендовавшие на мировую гегемонию. Вновь наступать на грабли, повторять проигрыш уже не как драму, а как фарс, - разве это достойный выбор?
P.S. Российская авиация разбомбила железнодорожный вокзал в Сенаки, рядом с которым был дом моей бабушки, где мы с братом часто проводили каникулы. Разбомбили гостиницу «Эгриси», прямо с постояльцами в номерах. Двадцать человек погибли. Их хоронили всем городом.
Тенгиз Гудава,
12 августа 2008 года,
Вашингтон
Отримано Майданом Tue, 12 Aug 2008 12:33:42 -0700 (PDT)