Специальный корреспондент "МК" передает из Южной Осетии.
За четыре часа мы преодолели 140 километров от столицы Северной Осетии Владикавказа до югоосетинского села Джава. Ехали долго, потому что то и дело попадали в пробки. Вся трасса от Владикавказа до Джавы забита бронетехникой и автомобилями 58-й армии. Танки, БРТ, БМП, полевые кухни, машины связи, легкобронированные тягачи МТЛБ, в просторечьи – маталыги… «я список кораблей прочел до середины». Видели даже армейский грузовик, нагруженный матрасами. Такого скопления войск я не припомню со времен второй чеченской кампании. Едешь 10 километров, 50, 100, а колонны все не кончаются. Лица солдат: славянские, кавказские, бурятские, – примерно через каждые 5-6 километров кто-нибудь ремонтируется. Марш из Владикавказа до Цхинвала почти 200 километров. Не каждая машина выдержит. Нас тормознул совсем юный механик-водитель бронетранспортера. «Ребята, машинного масла не найдется», – спросил он. «Нет», – ответил водитель, а мой товарищ-осетин пошутил: «Вперед, сынок, масло сольешь из мерседеса Саакашвили». Парень не понял шутки, но кивнул.
Все эти колонны, и мы вместе с ними уперлись, как в стенку, в селение Джава. До Цхинвала остается всего километров восемь, но сейчас туда не могут попасть даже ополченцы. По обрывочной информации нам известно, что город до сих пор местами обстреливается грузинской артиллерией. Впрочем, эта информация не точная. Вполне возможно, что грузинская артиллерия бьет только по этому 8-километровому отрезку дороги. По обеим сторонам дороги нам с Джавы отчетливо слышна канонада. Однако знающие люди говорят, что это наша артиллерия.
Опасность сохраняется, но скорее как потенциальная. Среди ополченцев есть не только северные осетины, но и люди с нашивками Всевеликого Донского войска. Имен никто не называет, фотографировать себя не дают. Самым разговорчивым оказался некий Сослан – представитель какого-то московского христианского союза. Сослан подарил мне Библию в камуфлированной обложке.