sxam>> Безусловно книги Солженицина произвели на меня в своё время большое впечатление. До того как я их прочитал весь этот пласт реальности был вне моих интересов, а воспринимался примерно как времена изгнания евреев из Испании - то есть было там что-то такое, но давно и не особенно релевантное.
sxam>> А книги эти были как обухом по голове.
sxam>> И вот в этом "обухе" для меня и , я уверен, ещё для многих-многих людей я вижу громадную заслугу автора.
sxam>> Ну а то что не надо в этих книгах верить каждому слову и воспринимать их как документы, это само собой.
Fakir> Остаётся только развести руками...
Fakir> "Верить нельзя, но ценность неизмерима" - это как, простите?
Именно так как я написал. Вот Ник например, "уже постоял с отцом","Успел наслушаться","Успел даже прочесть", и т.д. Поэтому "творчество покойного не произвело ..ровно никакого впечатления".
А я, и ещё полным полно моих сверстников, как и людей старше, вообще не были "в теме". Потому что просто не знали что там что-то было. Ну, то есть, про культ личности я был в курсе, но не более того.
Как ещё объяснить? Могу только процитировать себя : "До того как я их прочитал весь этот пласт реальности был вне моих интересов, а воспринимался примерно как времена изгнания евреев из Испании - то есть было там что-то такое, но давно и не особенно релевантное.".
Если уточнить - до книг Солжнецина я не думал спрашивать своих бабушек и дедушек про голод на начала 30-тых, а тут спросил, и вдруг выяснил что половина моей семьи оказалось в Ташкенте не во время войны, а именно в начале 30-тых, когда , спасаясь от голода, мой прадед завербовался в Среднюю Азию и вывез с собой всю семью.
Потом, когда я продолжил расспрашивать, вдруг оказалось что в 37-ом тот самый прадед "сел".
То есть его ценность в том что он дал мне и многим другим направление куда "копать" и ощущение что там "стоит копать". До этого, я уверен, многие вообще не были в курсе что что-то вообще происходило.
Да что далеко ходить - мой дедушка говорит что прадед никогда не рассказывал про лагерь. Ну не рассказывал и не рассказывал. А после Солженицина у людей появился стимул узнавать про это.
А ""Верить нельзя" - ну потому что есть люди которые воспринимают его цифры как факты. Это безусловно, ошибка. Не надо забывать что когда он писал Архипелаг, никакого доступа к архивам у него не было. Поэтому надо воспринимать Архипелаг как художественное произведение, а не как рассекреченные документы.