Национальному Эстонскому государству пророчат провал
Игорь Кулдмаа, "Вести Дня"
15 января 2008 06:02
Организованная младоцентристами научная конференция "О современном осмыслении национализма" привела ее участников к неожиданным и даже пугающим выводам. В начале конференции политики говорили о том, что национализм в современной Эстонии необходим в качестве залога сохранения эстонцев как нации, признавая при этом связанные с этим определенные опасности и необходимость поиска золотой середины. Однако выступившие затем бизнесмены, ученые и журналисты прямо и резко заявили, что проект национального эстонского государства провалился, что такой подход неприемлем на международном уровне, а в самой Эстонии приводит к тому, что страну покидают даже лояльные граждане. Кроме того, из-за неверных приоритетов государства нет причин заниматься в Эстонии серьезным бизнесом.
...читать дальше... [показать]
Журналист Андрей Хвостов среди прочего припомнил эпизод, как во время апрельских событий один из видных эстонских политиков сказал ему, указывая на купол кафедрального собора Александра Невского, что там находится излучатель, который, воздействуя на парламент, приводит к тому, что депутаты принимают неадекватные решения. Другой же знакомый Хвостова признался, что, находясь в толпе на Тынисмяги, держал в кармане раздобытую где-то боевую гранату — и уже был готов бросить ее.
До тех пор, пока политики в Эстонии озабочены национальным вопросом, они будут подозревать, что в куполе собора находится психотронное оружие, а загнанный человек в толпе может выдернуть чеку из гранаты, — считает Хвостов, указывая, что следует перестать делать акцент на национализме, что это признак незрелого, инфантильного общества.
Все выступающие отметили, что нормальное государство необходимо строить не только и не столько на национальной идее, сколько на принципе гражданственности, когда люди, вне зависимости от национальности, чувствуют себя защищенными и все, живущие в стране, разделяют общие ценности и идеи.
Национализм — это хорошо, но плохо
Открыл конференцию Эдгар Сависаар, подчеркнув, что выступает не как политик, а, скорее, как историк. "Обретение Эстонией независимости прошло демократическим путем, но чем дальше, тем сильнее стали проявляться националистические тенденции, — отметил он. — Эстонское общество и культура были созданы рядом с немецким и русским обществом, но не как их части. Это подчеркивает важность национализма при отделении, а не при интеграции".
"Трудно сказать, какая судьба ожидает национализм, но можно точно сказать, что в вопросе идентичности эстонского народа, а также на международной арене его вес будет значительно меньше, чем он был в XX веке. В условиях глобализации на первое место выходит понятие гражданства и государственности, а не национальный признак", — считает Сависаар.
Выступившая следом председатель молодежного крыла Центристской партии Сирет Котка в целом повторила слова старшего товарища. Подчеркнув необходимость гордиться эстонством, Котка признала, что в национализме есть и негативные стороны и что не следует делать другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
Проект национального государства провалился
Доцент института политологии Таллиннского университета Лейф Калев выступил с академической речью "Понятие гражданства в XXI веке", в котором обрисовал эволюцию этого определения в разные эпохи, в разных странах и при разных политических устройствах.
Калев описал различные формы национализма, остановившись особо на так называемом культурном национализме. "У этого национализма есть пугающая версия: Гитлер, газовые камеры и концентрационные лагеря — или Эстонская Республика, какой она была между войнами, — очень терпимая, заслужившая даже международное признание за отношение к национальным меньшинствам".
В заключение Калев указал, что действующая до настоящего момента модель национального государства в Эстонии привела к множеству проблем. В частности, политика страны основывается, главным образом, на страхах — перед Россией, перед русификацией и т.д. В Европе же наиболее распространена другая модель, при которой гражданство определяется на основе веры в общие ценности, в то, что государство обеспечивает наибольшую защиту прав человека. При этом национал-патриотическая история не является тем, по поводу чего сталкиваются мнения разных людей.
"Исходя из всего сказанного, может сложиться впечатление, что наш государственный проект был в какой-то степени нерезультативным. Эстонское государство должно быть такой институцией, с которой себя могут идентифицировать все здесь живущие", — резюмировал Калев. Выступление находящегося в Брюсселе журналиста Ахто Лобьякаса было дано в записи. В своей речи Лобьякас говорил главным образом о европейских традициях государственности и пришел к выводу, что национализм и национальные государства в Европе не приветствуются. Он даже посетовал на то, что не сумел перевести своим брюссельским коллегам тему данной конференции, поскольку, как ни переводи слово "национализм", такого значения, которое ему пытаются придать в Эстонии, нет нигде — везде национализм воспринимается негативно.
Власти озабочены не той проблемой
Затем последовало выступление банкира и бизнесмена Индрека Нейвельта. Он отметил, что сегодняшние проблемы с подорожанием продуктов питания, кризис на рынке недвижимости в частности и банковского сектора в целом связан с глобализацией.
Нейвельт указал, что в Эстонии не осталось практически ничего, принадлежащего Эстонии. Даже Skype, по мнению Нейвельта, совсем не эстонский. "Да, кто-то обогатился, но в основном это то же самое использование дешевой иностранной (в данном случае эстонской) рабочей силы".
Нейвельт пожаловался, что сегодня местным бизнесменам, вне зависимости от национальности, крайне трудно работать в Эстонии. Главные виновники этого — СМИ и государство. Он вспомнил время, когда руководил Hansapank и как тогда эстонских владельцев упрекали в несметных прибылях. Теперь банк продан скандинавам, их прибыли еще больше, но их никто ни в чем в Эстонии не упрекает.
Кроме того, Нейвельт обвинил государство в том, что, будучи озабочено мнимыми проблемами, оно не создает благоприятных для бизнеса условий, и именно поэтому национальный эстонский бизнес уходит или умирает, а Эстония превращается в страну дешевой рабочей силы, дешевых мозгов и останется без налогов. "Складывается впечатление, что нет никаких причин вести бизнес в Эстонии".
Старая интеграция была обречена
Доклад социолога Ирис Петтай стал на конференции переломным, после него о позитивных сторонах национализма не говорил уже никто.
Петтай, рассуждая о неудачах интеграции и поисках новых решений в этой области, опираясь на множество статистических данных, отметила, что при сохранении нынешней политики в отношении неэстонцев страну покинет значительное количество некоренного населения, в том числе граждан. Причем уедет именно та молодежь, которая уже начала врастать в эстонское общество. Хуже всего то, что молодое поколение не связывает с Эстонией не только собственное будущее, но — в особенности — будущее своих детей. Как следует из социологических исследований, знание языка и наличие эстонского гражданства стоят на последнем месте в ряду условий, которые неэстонцы считают важными для полнокровного существования в эстонском государстве. Как ни странно, более значимым фактором считается даже эстонское имя. "Таким образом, можно сказать, что проводимая до сих пор политика интеграции, делавшая акцент на знании эстонского языка, была с самого начала обречена", — констатировала Петтай.
По мнению Петтай, сегодня государству необходимо прилагать максимум усилий для вовлечения некоренного населения в общественную жизнь и обеспечения ему равных с эстонцами прав во всех сферах жизни, для формирования единой идентичности всех проживающих в Эстонии людей.
Оставьте национальность в покое!
Свое выступление журналист Андрей Хвостов начал с рассказа про одного финско-шведского писателя, про то, как тот, подрастая в финской среде, сначала стал ярым финном, отказываясь даже говорить на родном языке, потом стал ярым шведом, отказываясь даже говорить на финском языке… "У меня все обстояло точно так же. Но я вырос, я человек средних лет, и мне теперь вопросы национальности не интересны, мне все равно. И так и должно быть. Хочется надеяться, что когда Эстония вырастет, весь этот националистический вопрос пройдет".
Отметив, что национализм усиливается в эпоху кризисов, а в мире сегодня именно эпоха кризисов, Хвостов перешел к местным проблемам и заговорил об эмпатии, о необходимости понимать других людей, воспринимать — в том числе эмоционально другое — мировоззрение, другую культуру. "Но когда в свете апрельских событий ученые призвали постараться понять русских, этих ученых обозвали "красными профессорами", предателями нации, пособниками Москвы. Чудовищно глупая позиция", — заявил Хвостов.
"Непонимание между эстонцами и русскими опасно для Эстонии. Я взываю даже не к совести, я говорю на языке разума. Надо постараться немного напрячься и попытаться понять. Если русские говорят, что что-то вызывает у них неудобство, отчего-то им плохо — не следует думать, что они это говорят по распоряжению Москвы. Отсутствие понимания является одним из самых больших недостатков национальной политики Эстонии. Я прошу: оставьте национальность в покое, проявите больше понимания, больше эмпатии, чтобы наши русские не чувствовали бы себя задетыми!" — заключил Хвостов.
Все несогласные были наказаны
Последним выступающим был один из тех "красных профессоров", о которых упомянул Андрей Хвостов, — Рейн Руутсоо. Руутсоо сказал, что в апреле общество стояло перед серьезным выбором, перед гораздо более серьезным, чем принято сейчас говорить в СМИ. "В сущности, это табу, но те, кто весной вел себя не так, как следовало, выражал не то мнение, которое следовало, — были наказаны". Профессор, в частности, припомнил, как после его выступления, на следующий день в 6 утра позвонили его жене и спросили, собраны ли у них уже чемоданы.
"Правительство, одна конкретная партия, своей инициативой в апреле плюнула в лицо не только русским, но и эстонцам. Это был серьезный политический выбор, и выбор этот действителен и по сей день, — сказал Рейн Руутсоо.
"В Эстонии считают, что общества не существует, есть только индивиды. Так полагают Март Лаар и прочие", — отметил Руутсоо, по мнению которого именно такая установка небольшой группы находящихся у власти людей и является причиной большинства сегодняшних проблем. Кроме того, с точки зрения Рейна Руутсоо, налицо манипулирование историей и ее мифологизация. "Если государство не сможет ничего противопоставить этим явлениям, то такое государство — провалилось".