18:14 26 НОЯБРЯ 2005
Пресс-служба Президента Украины Виктора Ющенко
Голодомор 1932-33 гг.
Уважаемые соотечественники!
Дорогие украинцы!
Сегодня, в этот скорбный день, я буду говорить о Голодоморе 32-33 годов. И вместе с вами поминаю миллионы невинно убиенных только за то, что они были украинцами.
На этой неделе я подписал Указ о дне памяти жертв голодоморов и политических репрессий. Сегодня мы впервые на государственном уровне отмечаем трагическую дату и молимся за души погибших.
Украина долго не могла упоминать о голодоморе. Десятки лет мы говорили об этой трагедии только шепотом, со страхом и отчаянием. Нам толковали, что в Украине не было голода, а был неурожай. Нас приучали, что это выдумка, и старательно скрывали правду. Но в каждой украинской семье – на Слобожанщине или на Полесье, в Крыму или Донбассе – знали, что это был голод.
Великая Лина Костенко писала:
«Ой ти ж роде мій, роде, родоньку?
Чом бур’ян пішов по городоньку?
Роботящий мій з діда-прадіда,
двір занедбаний, Боже праведний»
Каждая семья на собственной истории пережила трагедию 32-33 годов. В моей семье помнят деда Ивана – сильного и трудолюбивого, – который не пережил страшную зиму. В семье моей жены каждую весну поминают родственников, похороненных в селе Зайцевка на Луганщине. В моей родной Хоружевке в 32-33 годах полегло 600 человек. Имена только 40 из них смогли установить, другие покоятся на сельском кладбище под безымянными крестами, ибо смерть косила целыми семьями и улицами.
Каждого из нас с детства учили святому отношению к хлебу. Моя бабушка Екатерина собирала со стола хлебные крошки и наказывала детям доедать все до корочки. Такова историческая память народа, который пережил безумие голода.
Трудно постичь, что за геноцидом стояла политика. Страшно сознавать, что этот эксперимент задумывался ради одного – уничтожения сознательного украинского человека. А полигоном для эксперимента было избрано село – колыбель украинской нации.
Голодомор стал одним из самых страшных преступлений в истории человечества. Счет погибших шел на миллионы. Украина потеряла четверть своего населения. Каждую минуту умирало 17 людей, каждый час – 1000, почти 25 тысяч – каждый день. 11 тысяч сел опустели.
Это была настоящая война против нации. Смерть не различала своих жертв ни по возрасту, ни по полу.
Удар пришелся на основу нашего духа – семью, веру в Бога и любовь к земле. Матери сходили с ума и ели своих детей, люди проклинали Небо и ниву. Советский режим знал – только так можно было стереть национальную память.
А какой народ может жить без памяти? Это перекати-поле без корней. Без роду, без племени. Без прошлого и будущего. Таким народом легко манипулировать, его легко сделать рабом.
Горькие плоды своего беспамятства наше общество пожинает и сегодня. Нонсенс – но смерть миллионов замученных и до сих пор предмет дискуссий: был ли то голод или же неурожай? Было ли то преступление или халатность?
Голодомор – едва ли не единственная трагедия такого масштаба, за которую никто не раскаялся, не извинился и не понес наказание.
Задача политиков моего поколения – отстоять историческую память, сделать все, чтобы весь мир признал Голодомор геноцидом. Пока голодный мор будет оставаться белым пятном в истории, до тех пор человечество не увидит всей цепи геноцидов ХХ века.
Сегодня я вспоминаю тех достойных, кто первым привлек внимание человечества к трагедии украинского народа.
Василий Барка, который в 1963 году в своей книге «Желтый князь» впервые употребил слово голодомор, поэт Борис Олийнык, который первым вслух сказал о трагедии.
На этой неделе комиссия государственных наград и геральдики при Президенте Украины приняла решение о награждении Джеймса Мэйса – историка, который привлек внимание мира к Голодомору. Посмертно он будет отмечен орденом Ярослава Мудрого.
Конгресс США еще в 1988 году признал Голодомор 32-33 годов геноцидом против украинского народа. Позже такие же решения приняли парламенты Австралии и Канады, Аргентины и Литвы. В 2003 году Организация Объединенных Наций признала Голодомор.
К этой декларации присоединились 63 страны. Я поручаю Министерству иностранных дел продолжить работу среди стран-членов ООН. Мы вместе должны добиться международного признания Голодомора как геноцида против украинского народа.
В украинском парламенте впервые слушания о Голодоморе состоялись в 2003 году. И до сих пор некоторые политики стыдятся признать страшную правду, настаивают на версии неурожая. Я призываю все политические силы быть честными: мы должны говорить о Голодоморе не только как о национальной трагедии. Это было преступление против украинского народа, организованное уничтожение миллионов людей.
Сегодня мы сделали первый шаг к тому, чтобы этот день стал днем траура для каждого украинца. В Киеве на Днепровских кручах мы заложили калиновую рощу, где будут высажены 10 тысяч деревьев – в память о каждом пострадавшем украинском селе. Во всех церквях прошли поминальные панихиды, а вечером в окнах наших домов загорелись миллионы свечей – в память по каждому погибшему. Верю, этот трагический день сплотил украинскую нацию, заставил каждого из нас вспомнить нашу историю и задуматься над будущим.
Я даю поручение правительству провести конкурс проектов на создание памятника жертвам голодоморов и политических репрессий. Министерство культуры должно инициировать конкурс на лучший сценарий фильма о Голодоморе. Мы должны создать Институт памяти и открыть Музей Голодомора.
Я обращаюсь к каждому из вас – давайте вместе сохраним каждое свидетельство о тех страшных днях. С нами рядом живут очевидцы трагедии. Запишите историю своей семьи и села, расспросите о Голодоморе соседей и друзей. Историей может быть только то, что мы сможем сохранить.
Я обращаюсь к руководителям регионов – поддержите инициативы по сохранению памяти о Голодоморе. Пусть в каждом краеведческом музее появится зал памяти.
На этой неделе совпали во времени два исторических события для украинской нации.
Впервые мы отмечали День Свободы и впервые на высоком государственном уровне поминаем жертвы голодоморов и политических репрессий.
Для меня эта историческая цепь очень символична. 74 года назад тогдашний диктатор Сталин развернул кампанию геноцида против украинского народа, чтобы навсегда убить национальное сознание.
Год назад новейшие диктаторы попробовали ликвидировать чувство достоинства целого народа, даже не надеясь, что национальное сознание и патриотизм не уничтожены. А наоборот, выпестованы, спасены, сохранены прошлыми поколениями, переданы молодым как самое ценное завещание.
Именно чувство достоинства и патриотизма помогли нам вместе отстоять демократию и национальное сознание.
Убежден: народ, игнорирующий свою историю, не имеет будущего. Я вспоминаю слова Папы Римского Иоанна Павла ІІ, который сказал: «Осознание ошибок прошлого побуждает строить будущее». Сегодня мы зажигаем свечи на окнах наших домов.
Это – наша обязанность перед «мертвыми, живыми и неродившимися».