http://rus-proekt.ru/people/1900.html
В минувшие выходные на Украине прошло празднование 65-летия Украинской повстанческой армии. Юбилей боровшейся против советской власти и «московского империализма» военно-террористической структуры никогда ранее не праздновался с таким размахом. Посвященная «Героям УПА» выставка была организована в киевском музее Великой Отечественной войны, во Львове открыли памятник Степану Бандере и учредили одноименную премию для журналистов. «Оранжевые» в Верховной Раде будут добиваться присвоения боевикам УПА статуса ветеранов войны, именем одного главнокомандующего УПА названа звезда, другому посмертно присвоено звание Героя Украины, на телевидении готовятся съемки сериала о борьбе украинских повстанцев…
Масштабы празднования впечатляют; при этом, однако, следует отдавать себе отчет в том, что пока этот праздник носит искусственный характер. Искусственность эта видна уже в дате юбилея - ведь для историков не составляет никакого секрета тот факт, что УПА была создана лишь в начале 1943-го. 14 октября 1942 года днем создания УПА было назначено уже после войны решением обосновавшегося за рубежом руководства бандеровской Организации украинских националистов. Таким нехитрым образом ОУН(б) пыталось поднять свою репутацию в глазах у западных спонсоров: мы, дескать, воевали не только против Советов, но и против нацистов, причем начали это делать еще в 1942 году. Уловка эта, как видим, оказалась более чем успешной; фальшивая дата «утворения УПА» теперь закреплена на государственном уровне. Как, впрочем, и вся разработанная оуновскими пропагандистами мифология «борьбы ОУН-УПА».
Отныне все преступления боевиков ОУН-УПА объявляются вымыленными советской пропагандой; героический повстанец и отважный подпольщик становятся единственными защитниками украинского народа от поработивших страну москальских оккупантов. Эта новая историческая концепция трудолюбиво обосновывается львовским «Центром исследования освободительного движения», киевским «Институтом национальной памяти», кандской «Лiтописью УПА», многими другими «научно-исследовательскими» структурами. Потом она пропагандируется журналистами и политиками, преподается в школах и институтах. В один прекрасный день количество перейдет в качество и праздник годовщины УПА перестанет быть искусственным. Боевик УПА действительно начнет восприниматься как защитник Родины, а солдат Красной Армии – как оккупант и насильник.
Сейчас на Украине идет тот же самый процесс, который в начале 90-х годов шел в прибалтийских республиках – формирование новой национальной идентичности. Идентичности, в обязательном порядке носящей антироссийский характер. Именно антироссийский – потому что для идеологов ОУН-УПА (как и для прибалтийских националистов) борьба с советской властью и «русским империализмом» была неразделима. Неразделима она и для их нынешних последователей. Совсем недавно в Полтаве вандалы облили красной краской памятник Петру Великому. Разве этот российский император был коммунистом? Конечно же, нет: памятник был осквернен потому, что он напоминает о русской идентичности. Об идентичности, которую сегодня пытаются изжить, которой уже приготовлена замена.
Эта новая идентичность отвергает идею «братского народа»; русский из брата украинца превращается в его извечного угнетателя, в убийцу, насильника и оккупанта. Россия становиться Мордором, противостояние которому неизбежно. И Украина с радостью вливается в ряды членов восточноевропейского «санитарного кордона» против нашей страны.
Во внутренней украинской политике формирование новой идентичности также играет важную роль. Это – попытка решить проблему «двух Украин» путем экспорта «бандеровской» версии истории на восток страны. Если эта историческая концепция будет усвоена школьниками и студентами, то разница между западом и востоком постепенно сойдет на нет. Восток будет в должной степени украинизирован.
Ни для России, ни для русских на Украине подобный сценарий, разумеется, неприемлем. Пример прибалтийских республик – перед нашими глазами; позволить, чтобы нечто подобное воплотилось на Украине, нельзя.
Перед Россией встает важнейшая задача: противодействовать формированию новой антироссийской идентичности на Украине. Сегодня эта идентичность базируется на двух основных столпах: мифе о «голодоморе» и репрессиях как о геноциде украинцев и мифе о «Героях УПА» как защитниках украинцев. По этим мифам и следует бить.
Необходимо утвердить трактовку голода 1932 – 1933 гг. как огромной трагедии России, Украины и Казахстана, блокировав таким образом законодательно закрепленную на Украине националистическую трактовку. Необходимо дать отпор распространению украинскими политиками и «историками» многократно завышенных цифр о «жертвах советских репрессий». Необходимо тщательно исследовать преступления боевиков ОУН-УПА и пропагандировать результаты этих исследований как на Украине, так и на международной арене.
Россия должна экспортировать свою версию истории, тем самым способствуя укреплению в бывших советских республиках пророссийской идентичности. И делать это нужно как можно скорее: формирование антироссийской идентичности на Украине идет полным ходом.