Политический кризис на Украине перешел в тихую фазу, но страусиная позиция КС лишает страну надежды на его разрешение в рамках закона
// expert.ru
Испуганный суд, который, по словам и. о. главы КС Валерия Пшеничного, «возглавлять может только камикадзе», не столько не может принять долгожданное решение о конституционности ющенковских указов, сколько не хочет. И на то есть свои причины.
Пожалуй, самая главная – понимание того, что за обнародованием решения КС последует настоящий взрыв недовольства. Вне зависимости от того, какое решение будет принято, одна из сторон останется недовольной. Ни Януковича, ни Ющенко торжество законности давно уже не интересует — каждому нужен только весомый аргумент в противостоянии. И никто не готов без боя подарить подобный аргумент сопернику. Следовательно, любое решение суда спровоцирует «проигравшую» сторону на агрессивный ответ, возможно, а с учетом всего того, что происходит в украинской политике в последние три года, даже и вероятно, — простой апелляцией дело не ограничится. И судьи просто боятся принимать однозначное решение, ожидая, что конфликтующие стороны как-то между собой договорятся, минуя сложные процедуры, описанные в законах.
Интересно проследить, как нарастал по мере углубления кризиса этот страх.
(пропущено)
Международная общественность, внимательно наблюдавшая за происходящим, наконец высказалась — Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) заявила, что на Украине вообще ни один государственный институт не отвечает демократическим стандартам, в том числе и Конституционный суд. При этом Верховную раду ПАСЕ признала абсолютно правомочной.
(пропущено)
«Точку в этой позорной странице нашей истории должен поставить Конституционный суд. Но поджигатели гражданского конфликта выгадывают все новые и новые конструкции углубления политического конфликта, вплоть до действий, которые провоцируют гражданское столкновенье», — говорилось в одном из бесконечных заявлений Верховной рады. И верно говорилось. Однако КС не спешит спасать страну, и, судя по тому, как действовали судьи на протяжении кризиса, — не поспешит. По закону они могут еще больше двух месяцев тянуть время, и ничто не предвещает, что эта возможность не будет использована.
Эта, понятная по-человечески, позиция для украинской политики по-настоящему критична. Выход из создавшегося положения только один – принятие Конституционным судом однозначного решения. Но оно, во-первых, в сложившейся ситуации принято быть не может, а во-вторых, не будет признано проигравшей стороной. Следовательно, и выборы не решат проблемы: у недовольных их результатами будет масса поводов созывать новый Майдан. Надо полагать, только летняя расслабленность мешает заинтересованным сторонам перейти от игр с Конституционным судом к совсем уж неконституционным действиям. Но то, что очередная украинская революция не за горами, сомнений не вызывает.