Надо же...
Бывшая советская республика, твердо решившая поссориться с Россией, думает, что за ее спиной стоят Соединенные Штаты. Что она увидит, если оглянется? . .
Пока весь мир отвлекся на проблемы Ирана, Ирака и Северной Кореи, между Россией и ее крошечным соседом Грузией успел разрастись серьезный шпионско-энергетическо-этнический скандал.
Отношения между этими странами были непростыми с самого распада бывшего Советского Союза, однако в конце сентября ситуация накалилась до предела: в Грузии по обвинению в шпионаже были арестованы четверо российских военных; кроме того, Грузия пригрозила заблокировать вступление России во Всемирную торговую организацию. Россия ответила тяжело и неуклюже, начав давить 'на все грузинское': прервала всякое сообщение и торговлю с Грузией и начала самолетами выдворять из своих пределов грузинских граждан.
В средствах массовой информации основной акцент делается на личные позиции президентов Михаила Саакашвили и Владимира Путина, стоящих во главе противоборствующих сторон. Однако в этой игре есть еще один участник, до сей поры остававшийся за сценой - Соединенные Штаты. Хотя прямых улик против Вашингтона вроде бы нет, кризис стал следствием в том числе и его действий: ведь именно Вашингтон снабжает Грузию деньгами, осыпает похвалами, обещает перспективы вступления в НАТО и никак не противостоит нападкам на Россию, предпринимаемым Саакашвили и его правительством и принимающим все более и более безрассудный характер.
В 2006 финансовом году [в США финансовый год начинается и заканчивается в октябре - прим. перев.] американская помощь Грузии по статьям 'оборона и безопасность' составила 30,5 миллиона долларов. За предыдущий год США выделили 60,5 миллиона, а за 2004-й - еще 60 миллионов. В прошлом году общие военные расходы Грузии выросли сразу на 143 процента, и главной тому причиной - именно щедрость Америки.
Кроме того, Грузия сильно поднялась в призовом списке Millennium Challenge Corporation, фирменной программы правительства Буша, предназначенной для помощи развивающимся странам, показывающим наибольшие успехи в совершенствовании государственного управления. Всего с Грузией было подписано контрактов на сумму 295,3 миллиона долларов, а по общему объему расходов в рамках данной программы она заняла четвертое место.
Ободренный притоком денег и явным благоволением к нему мировой сверхдержавы, выпускник американского университета Саакашвили со временем стал менее разборчив в своих действиях. Он не упускал ни единой возможности 'вставить фитиль' северному колоссу.
- С нами нельзя обращаться так, будто мы находимся на второсортных задворках какой-то новой империи, - заявил Саакашвили несколько недель назад в интервью - как раз когда вокруг отношений с Россией нарастала напряженность.
Внутри Грузии, как показали местные выборы, громкие слова вроде бы сыграли Саакашвили на руку: его партия 'Объединенное национальное движение' получила больше трех четвертей голосов. Однако для страны, остающейся все же в очень большой степени в тени России, этот результат выглядит скорее победой громких слов над здравым смыслом и географией. Грузия, население которой составляет менее 5 миллионов человек, зависит от Москвы в вопросах поставок природного газа. Прошлой зимой этот урок был преподан ей весьма наглядно, когда Россия под предлогом взрывов на газопроводе, причина которых не установлена до сих пор, отключила газ. Весной давление России выросло еще больше: она закрыла свой рынок для грузинских вин и минеральной воды 'Боржоми' - двух товаров, представляющих собой самые существенные статьи экспорта Грузии. А теперь под угрозой оказался еще и крупнейший источник твердой валюты - денежные переводы примерно миллиона грузин, работающих в Москве и Санкт-Петербурге.
Саакашвили надел белые одежды борца против российской гегемонии, однако эти претензии никак не сочетаются со способами, которые он выбирает для разрешения внутригрузинских территориальных конфликтов. Придя к власти, он обещал воссоединить Грузию с Южной Осетией и Абхазией, отколовшимися от нее в результате кровавых конфликтов, последовавших за распадом Советского Союза. При этом на воинственные заявления ушло гораздо больше времени, чем на меры по восстановлению доверия, и в результате жители этих регионов - чего и следовало ожидать - с готовностью приняли российские паспорта и считают, что если кто и может гарантировать им работу и безопасность, то это скорее Москва, нежели Тбилиси.
Непросто складываются отношения у Саакашвили даже с теми регионами, которые его правительство контролирует. Армяне и азербайджанцы утверждают, что отношение к ним никак не изменилось в лучшую сторону. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Human Rights Watch и другие иностранные наблюдатели зафиксировали немало случаев коррупции в судах, злоупотребления властью в полиции и грубейших нарушений прав заключенных, среди которых даже смерть семерых людей, которые, по официальной версии, подняли в тюрьме 'бунт' в марте прошлого года. Есть сведения, что беспорядки были спровоцированы самим тюремным начальством.
На той же неделе в Тбилиси несколько сотен людей вышли на демонстрацию с требованием раскрыть факты по резонансному убийству, в котором, как считали протестующие, было замешано Министерство внутренних дел, а на телевидении одна из известнейших ведущих в знак протеста против попыток ввести цензуру на информационных программах государственного канала объявила о своем уходе с работы, не выходя из прямого эфира. Вы спросите, где все это время был Саакашвили? Он был в Белом доме и почивал на лаврах, которыми его щедро увенчивал президент Джордж Буш.
- Вот человек, разделяющий те же ценности, что и я, - заявил он. - Он верит в то, что свобода одинакова для всех.
Буш даже особо похвалил Саакашвили за меры по наведению порядка в стране - то есть как раз за те действия, из-за которых люди вышли на улицы и которые вызвали самую жесткую критику Human Rights Watch и других правозащитных организаций.
- Он провел чистку рядов полиции и избавил страну от коррупции в правоохранительных органах, - сказал Буш, как бы не заметив, что многие обвиняют Саакашвили в растаптывании самых основных прав человека в стране.
В общем, Саакашвили лучше не верить всему, что он слышит в свой адрес в Вашингтоне. Какими бы пышными словами Америка ни украшала свои речи и как бы ни одаривала Грузию материально, было бы неправильно думать, что если Грузия зайдет в своем противостоянии с Россией достаточно далеко, США тут же придут ей на помощь. В конце концов, Грузия - это все-таки дело России. И Соединенные Штаты, учитывая военную напряженность на других фронтах и заинтересованность в помощи России по Северной Корее и Ирану, практически во всех вопросах будут либо становиться на сторону России, либо сохранять нейтралитет.
Менее месяца назад, когда в Совете Безопасности началось обсуждение санкций против Северной Кореи, Америка недвусмысленно показала сферу своих реальных интересов. США нужен был голос России, и США его получили, но лишь тогда, когда согласились принять другую резолюцию, на которой настаивала уже сама Россия. В этой резолюции подтверждалась законность пребывания военного контингента Москвы на спорных грузинских территориях, а Грузия подвергалась критике за то, что этим летом предприняла попытку ввести свои войска в Абхазию.
Представители США отрицают, что между ними и Россией имел место элементарный 'взаимозачет', и утверждают, что им удалось значительно смягчить исходный вариант, в котором к Грузии применялись еще более сильные формулировки. Однако на многих в Грузии это заседание СБ подействовало как холодный душ: они поняли, что, снабжая Грузию похвалами и время от времени деньгами, Америка добилась лишь того, что лидер Грузии стал вести себя очень необдуманно.
Временами начинает казаться, что Саакашвили прямо-таки добивается войны с Россией. Если он все-таки ее получит, расплачиваться за последствия предстоит народу его страны. Однако немалая часть вины за конфликт ляжет на плечи того, кто в нем вроде бы не участвует - на плечи Соединенных Штатов.
Автор статьи, директор вашингтонского Центра экстремальной журналистики имени Пулитцера (Pulitzer Center on Crisis Reporting), этим летом вернулся из поездки по Грузии и другим странам Южного Кавказа.