Мульти-портал KM.RU: последние новости, почта, рефераты, телепрограмма, энциклопедии, доллар, евро, погода
// uncensored.km.ru
За годы американской оккупации Ирака погибло полмиллиона человек
Джордж Буш наконец допустил, что есть некоторое сходство между ситуацией в Ираке и ситуацией во Вьетнаме. До этого он всегда гневно отвергал такого рода сравнения. Но сейчас положение в Ираке осложнилось до такой степени, что он не стал спорить, что такое сравнение правомерно.
При этом, однако, Джордж Буш продолжает настаивать на своей старой концепции, согласно которой успех или поражение в Ираке определяются тем, развивается ли демократия в самом центре Ближнего Востока. Эта та линия, которую он пытался провести на саммите G8, когда он сказал, что хотел бы, чтобы демократия в России развивалась так же, как в Ираке. На что Путин, под смех присутствующих в зале, ответил, что, честно говоря, не хотел бы, чтобы в России была такая же демократия, как в Ираке. Буш тогда сказал: «Just wait» (Подождите и вы увидите).
Буш продолжает линию, которая со стороны выглядит совершенно абсурдно, потому что о какой демократии в Ираке можно говорить, если, по последним подсчетам американских и британских специалистов, в результате интервенции погибло от 450 до 600 тысяч мирных иракцев, то есть за годы американской оккупации погибло полмиллиона человек. Это намного больше, чем погибло за все 30 лет диктатуры Саддама Хусейна.
Поэтому разговорам о том, что в условиях скрытой гражданской войны, в условиях оккупации, в условиях постоянного террора, постоянных взрывов может быть какая-то демократия, конечно, остается только поражаться, как и наивности американского президента, если он считает, что в это кто-то может поверить.
Даже американское командование в Ираке фактически постоянно опровергает тезис Буша о том, что там зарождается демократия, тем, что требует от Нури аль-Малики, иракского премьер-министра, ужесточения мер против террористов и вооруженных формирований, которые действуют на территории Ирака, нанося постоянные удары по официальным иракским вооруженным силам и по американским войскам.
Более того, американское командование намекает, что если нынешнее правительство Ирака не предпримет каких-то мер по обузданию насилия, то они будут рассматривать вопрос об изменении своей политики, то есть о постепенном выводе американских войск из Ирака. А господин аль-Малики в ответ бежит к Джорджу Бушу и умоляет его не выводить войска из Ирака, потому что он прекрасно понимает, что как только войска будут выведены или даже когда будет сокращено число американских войск, то это правительство, установленное американцами, провалится и окажется в политической бездне.
Американцы уйти из Ирака не могут
И вот в этих условиях Буш рассуждает о том, что успех определяется тем, что демократия зарождается в центре Среднего Востока. Перед нами отрыв президента Соединенных Штатов от того, что действительно происходит. Как отмечают многие американские журналисты и политологи, Буш существует в каком то собственном, придуманным им мире.
Однако возникает более серьезный вопрос: а изменится ли американская внешняя политика при приходе к власти демократической партии. Дело в том, что среди американцев, да и среди их союзников, немало тех, кто надеется на то, что с приходом демократов политика изменится, что Америка сделает выводы из войны в Ираке. За пределами США надеются, что облегчится положение союзников, потому что сейчас Ирак — это одна из главных тем разногласий между США и многими их партнерами, она вызывает антиамериканские настроения в таких традиционных проамериканских странах, как Великобритания, Германия, Италия. Поэтому с уходом американцев из Ирака и с прекращением войны есть надежда, что эти настроения ослабнут и почва для разногласий между Америкой и Европой сократится.
Проблема, однако, в том, что, судя по всему, американцы уйти из Ирака не могут, хотя представители американского командования и даже посол США в Ираке намекают на то, что они могут как-то пересмотреть свою политику в Ираке. На самом деле, по последним заявлениям серьезных людей в Соединенных Штатах, войска там останутся по всей вероятности до 2010 года, то есть они останутся и после президентских выборов, которые пройдут в ноябре 2008 года.
Самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что демократы не смогут серьезно изменить политику Буша, да и не захотят.
Во-первых, действительно, США уйти из Ирака не могут, потому что это будет второе после Вьетнама крупнейшее внешнеполитическое поражение Соединенных Штатов за последние 50 лет. Когда США ушли из Вьетнама, весь Индокитай попал в руки коммунистических и квазикоммунистических режимов: Северный Вьетнам захватил всю территорию Южного Вьетнама и присоединил его к своему коммунистическому государству, Лаос тоже стал социалистическим, а Камбоджа была превращена в Кампучию и попала в руки красных кхмеров во главе с Полом Потом. Это была огромная геополитическая катастрофа для Америки, резкое ее ослабление, и Америка выбиралась из так называемого вьетнамского синдрома лет восемь-десять.
Демократическая партия не ставит под сомнение основные цели внешней политики Буша
Если Америка выведет свои войска из Ирака и в Ираке та система власти, которую установили американцы, рухнет, то это будет колоссальное поражение Соединенных Штатов на всем Ближнем и Среднем Востоке. Думаю, даже более серьезное по своим последствиям, чем их поражение в Индокитае. Поэтому даже демократический президент, избранный от партии демократов, вряд ли пойдет на вывод войск. Несмотря на все антивоенные настроения, Америка вряд ли пойдет на такое однозначное решение взять и в одночасье вывести оттуда свои войска. Скорее всего, какая-то часть американских войск там останется, а может быть даже сохранится очень высокий уровень военного присутствия.
Вторая причина состоит в том, что демократическая партия на самом деле не ставит под вопрос то, что делает Джордж Буш, хотя внешне кажется, что его страшно атакуют по Ираку, обвиняют в неправильности стратегии, в том, что он неправильно ведет военные действия, в том, что им не была продумана концепция того, что делать после военной победы над Саддамом Хусейном.
Да, такие политические атаки ведутся, но сам по себе захват Ирака Соединенными Штатами, сама по себе оккупация практически не критикуется демократической партией. То есть демократическая партия не ставит под сомнение основные цели и стратегические ориентиры внешней политики Буша. И это очень важный момент, потому что если демократическая партия не ставит под сомнения основные стратегические установки администрации Буша, то это значит, что она с ними согласна. Она не согласна только с теми методами, которыми достигаются эти стратегические установки.
Хотя, опять же, предложить какие-то принципиально другие методы демократы не могут. Посмотрим, как они критикуют Буша по Ираку: они, в основном, говорят о том, что нужно более умно вести себя в Ираке. Когда их спрашивают, что это значит, они объяснить не могут, они говорят, что демократы будут более компетентными. А почему они, собственно, будут более компетентными? Те люди, которые сейчас руководят Америкой, это не глупые люди, это люди, проводящие неправильную политику, но демократы поддерживают саму неправильную политику. Они говорят, что неправильную политику надо проводить правильными методами.
«Демократы» не собираются отказываться от политики Буша
В этом уже заложено колоссальное противоречие американской внешней политики, которое, судя по всему, сохранится. Например, демократы говорят о том, что Джордж Буш не может добиться демократизации России, а кто сказал демократам, что они смогут развернуть Россию в том направлении, в котором хотят Соединенные Штаты Америки? Демократы обвиняют администрацию Буша в том, что она не обеспечивает достаточно твердую поддержку со стороны Москвы в отношении жестких мер в отношении Ирана. А кто сказал демократам, что они сумеют обеспечить такую поддержку санкций со стороны Москвы в адрес Ирана?
То есть это критика, которая построена в основном на эксплуатации нынешней непопулярности Буша, и демократы не предлагают другой политики, они просто утверждают, что они будут лучше, хотя никаких доказательств того, что они смогут политику Буша проводить лучшими методами, нет. Но при этом они не собираются отказываться от самой политики, например, в Соединенных Штатах нет дискуссий относительно необходимости дальнейшего расширения НАТО на Восток, такая дискуссия не ведется. Предполагается что Соединенным Штатам нужна Грузия в НАТО, нужна Хорватия в НАТО, нужны Болгария и Румыния в НАТО. Это не ставится под сомнение, значит, здесь фактически демократы поддерживают администрацию Буша.
Нет в Америке и дискуссии о том, как быть с возрождающейся Россией, с восстанавливающей свою силу Россией. Республиканская партия в лице сенатора Маккейна призывает постоянно Россию наказывать, применять к ней жесткие меры, то же самое призывают делать и демократы. Никакого другого набора приемов, чем тот, к которому призывает республиканская партия, нет. Да и о политике в отношении Китая серьезной дискуссии не ведется. То есть демократы говорят, что они будут лучше проводить политику в отношении Китая. Почему лучше, чем лучше?
Или, возьмем, например, сюжет о желательности распространения демократии и свободы на Ближнем и Среднем Востоке. Демократы же не говорят, что неправильна сама цель, что нельзя навязать демократию стране, которая для этого не созрела, нельзя заставить людей принять свободу на штыках оккупационной армии — это будет нечестная свобода, и она никогда не будет признана. Люди скорее вернуться к диктатуре, но своей родной, чем примут оккупационную свободу, если страна, если население к этому не готово. Об этом же демократы не дискуссируют с Джорджем Бушем.
И последнее, самое главное. Дело в том что сейчас во всем мире администрацию Джорджа Буша критикуют так, как будто она родилась, как Афродита из пены, и ее, знаете ли, волнами принесло откуда-то. Администрация Буша — это плоть от плоти американской политической элиты, правящего американского класса. На самом деле есть огромная преемственность между тем, что делали демократы при Билле Клинтоне, и тем, что делают американцы при Джордже Буше. Просто Буш, получив такую причину, как 11 сентября 2001 года, попытался гораздо более агрессивно проводить ту политику, которую проводила демократическая партия.
Буш довершил уничтожение международного права, оккупировав суверенную страну
В 1999 году Билл Клинтон создал основу для атаки на Ирак в 2003-м, когда сам, в обход Совета Безопасности ООН, создал прецедент и начал войну против Югославии, первую войну в Европе после 1945 года. Ответственность за эту войну несут американцы и их союзники по НАТО. И тогда нам объяснили, что Организация Объединенных Наций не обязательно должна обосновывать те действия, которые предпринимают Соединенные Штаты. Нам объяснили, что Америка и ее союзники могут решать сами.
То же самое сделал Буш в 2003 году. Когда ООН не дала ему санкцию на войну против Ирака, он сказал: «Не дала, ну тогда нам не нужна ООН, мы будем действовать односторонне, мы создадим коалицию желающих нас поддержать». И Буш создал такую коалицию, то есть Клинтон первым взорвал международное право, а Буш уже довершил уничтожение международного права, оккупировав вполне суверенную страну, члена ООН и, кстати, страну, которая не давала прямых оснований и даже косвенных оснований для объявления ей войны, потому что Ирак никакой угрозы для Соединенных Штатов не представлял.
И вот эта преемственность между линией демократов и линией республиканцев говорит о том, что, скорее всего, очень большая степень преемственности сохранится даже в том случае, если демократы нанесут поражение республиканцам, даже если Джордж Буш покинет Белый дом и туда войдет демократический президент, например Хиллари Клинтон.
Судя по всему, политика будет проводиться примерно та же. Демократы попытаются правильными методами достигать неправильных целей и, скорее всего, тоже провалятся. Америке, американской правящей элите необходимо отказаться от созерцания самих себя как всемогущей державы, это то, к чему американская элита никак не может прийти, и нужно, видимо, еще несколько крупных поражений, для того чтобы она по-другому оценила роль своей страны в современном мире.
Статус гипердержавы, как они себя сами называют, статус страны, которая правит однополярным миром, которая создает новый, нужный Америке, мировой порядок, — эта иллюзия завораживает американский правящий класс, и пока они будут находиться в плену этой иллюзии, у них будут неправильные стратегические цели и неверные стратегические установки. А добиться неправильных целей даже самыми умными методами никогда не удается.