Эксклюзивное интервью Day.Az с советником комитета по обороне Государственной Думы России, политологом Григорием Трофимчуком.
- Каково ваше мнение относительно резких заявлений МИД России по поводу
внесения в повестку 61 сессии генассамблеи ООН вопроса относительно
конфликтов в странах ГУАМ? Ведь на самом-то деле речь идет о нерешенных
конфликтах в суверенных странах, которые официально независимы от
России?
- Абсолютно очевидно, что конфликты в странах ГУАМ никак не облегчают участь и перспективу самой России. Скорее наоборот: провоцируемый хаос в непосредственной близости от ее прозрачных границ отразится на ней самой – беженцы и т.п. В том или ином виде проблемы с сепаратизмом присутствуют практически во всех странах на территории так называемого СНГ, но именно Россия, в силу размеров своей территории и фрагментарности внутреннего устройства, подвержена этой угрозе больше остальных.
Усиливающиеся различия в практической, бытовой жизни своих – особенно национальных – субъектов рано или поздно могут ее разорвать, особенно это относится к религиозной составляющей. Москва отказывается понимать очевидные вещи: сепаратизм на всей территории бывшего Советского Союза имеет одну и ту же природу и авторов, РФ не имеет здесь никаких особых преференций и льгот, даже находясь в статусе нефтяного донора. Распад Молдавии, Украины или Азербайджана автоматически вытянет за собой и развал России. И, кстати, еще не известно, что произойдет раньше.
Позиция прозападной рыночной Москвы по отношению к своим ближайшим соседям часто доходит до абсурда. Пример – комментарии российских дикторов по поводу участия сборной Украины в Чемпионате мира-2006. Поражение украинцев со счетом 0:4 «обсасывалось» на все лады, над Украиной открыто издевались. Но тут же последовавшая вслед за ним победа Украины с зеркальным, почти мистическим, перевесом 4:0 уже практически не упоминалась. А прорыв этой страны в ¼ финала вызвало у политологов и экспертов почти паралич. Заметим, что даже само попадание Украины в финальную стадию ЧМ говорит о ее футбольном уровне, по сравнению с отброшенной, как всегда, на ранних этапах Россией. Издеваться на этом фоне по поводу украинских поражений – просто глупо, не говоря о том, что Украина вошла в четвертьфинал наравне с той же Бразилией и стала одной их восьми лучших команд мира. Еще один пример – полудетские антинатовские протесты в Крыму, после которых НАТО якобы «испугалось» и навсегда оставило свои планы по вхождению в Украину.
Все, что остается России в ее сегодняшнем состоянии – так это делать через МИД какие-то заявления, к которым, судя по всему, никто в мире уже не прислушивается.
- Из чего исходит, по вашему мнению, политика России, которая в настоящее время перешла к открытой поддержке сепаратизма на территории СНГ. Может, в Кремле уверены, что в России не может произойти второй Чечни, и их больше не будет беспокоить сепаратизм?
- «Поддержка Россией сепаратизма» присутствует в такой формулировке только в головах ее отдельных ближайших соседей. Масштабной, практически открытой, наглой поддержкой сепаратистов, культивированием двойных стандартов, а также прямым формированием соответствующих политических движений (Талибан и т.п.) занимаются США – и это абсолютно очевидно для любого, живущего сегодня на Земле. Проблема заключается только в том, что униженной и больной России предъявить такие претензии гораздо легче, чем Америке, которая обязательно даст в ответ по зубам.
Россия, как и все, защищает, как может, свои интересы – в том числе и в ближнем зарубежье. Но ее методы являются абсолютно дилетантскими, грубыми и в конечном счете провальными – у нее нет ни четкой поступательной идеологии, ни профессиональных исполнителей. У рыночно-демократической, насквозь коррумпированной России – и соответствующие политологи, аналитики, эксперты. Цель у таких специалистов одна – урвать, заработать, сляпать соцопрос. Интересы страны, разработка перспективных доктрин и стратегий – им, что называется, по барабану. Все это неизбежно спровоцирует не только «вторую Чечню», но и «третью Отечественную».
- В Азербайджане российских войск нет. Из Грузии они тоже ушли, и отношения между Россией оставляют желать лучшего. В Армении также начали звучать антироссийские призывы. Как думаете, когда в России перестанут смотреть на Южный Кавказ, как на свой «приусадебный участок» и изменят тактику и стратегию внешней политики и откажутся от политики силы и провокаций по отношению к соседним странам?
- Именно по причине вышесказанного у наших ближайших соседей и сформировалось за последние 15 лет по отношению к России стойкое неприятие, отторжение и ненависть. Россию, ее войска (пусть даже и в статусе миротворческих) выгнали практически отовсюду. При этом, что характерно, нет абсолютно никаких признаков, что она учла какие-то уроки современной истории. Более того: антироссийские лозунги, действительно, начинают звучать там, откуда их не ждали – например, в той же Армении.
Исправить ситуацию объективно может теперь только одно: полная персональная смена соответствующих слоев властной конструкции. Но как это сделать без крови, потрясений и революций – пока что совершенно непонятно. По идее, это и должно являться главной головной болью Президента Российской Федерации.
- Чему служит поддержка официальной Москвы конкретно тому референдуму, который был проведен в сепаратистском Приднестровье, а также аналогичному мероприятию в сепаратистской Южной Осетии?
– История показывает, что то или иное государство может рисковать на подобные практические шаги только в том случае, когда это государство имеет очевидные тенденции к внутреннему системному усилению, когда его народ реально (а не по липовым «рейтингам») поддерживает существующую власть и когда эта возрождающаяся сила начинает естественным путем транслироваться, как бы переливаться за пределы страны, активно формируя все внешние факторы «под себя».
В нашем случае этого нет и в помине. Россия – объективно ослабленное прозападное государство с неустойчивой политической, экономической, социальной, демографической и другими сферами. Поддерживая тенденции по фактическому расслоению суверенных территорий на пространстве СНГ, оно не только не решит никаких задач по усилению собственного статуса (к чему, видимо, и стремится), а добьется лишь одного: возникновения новых очагов сепаратизма в своих собственных субъектах. И таких потенциальных очагов для дестабилизации РФ более чем достаточно: калининградский анклав, группа т.н. «мусульманских» республик в Поволжье, Якутия и так далее.
Обострив ситуацию своими непродуманными действиями, поддерживая вполне определенные процессы возле своих границ, Россия запустит аналогичные – но уже гораздо более мощные – обратные механизмы и в свой адрес. И вариантов по ее расчленению будут сотни, в отличие от каких-то там безобидных референдумов.
Есть и еще одна сторона вопроса, о которой почему-то не догадываются жители названных Вами территорий: современная Россия – это далеко не рай на земле, как им там, возможно, представляется в эйфории своих голосований. Превратившись, по итогу, в одну из российских провинций, они получат весь набор жутких болезней, которыми вот уже 15 лет неизлечимо страдают российские регионы. Если жителям Приднестровья или Южной Осетии сегодня скажут, что точно такому же жителю Саратовской или Тамбовской областей часто бывает не на что проехать на автобусе из одного конца города в другой или заплатить за обыкновенный квартирный телефон, он, наверное, не поверит. Видимо, надо пройти через все самому, чтобы убедиться в правоте известной пословицы: «Хорошо там, где нас нет».
Скажу прямо: да, нам, гражданам России, действительно крайне жаль тех людей, которых раздавило после обрушения Советского Союза и которые хватают ртом кислород, ищут выход из этого всеобщего «морга». Но надо честно признать и другое: современная рыночная бизнес-Россия, со всем своим набором олигархов, – им не помощник. То, чем занимается Россия в плане поддержки таких референдумов – простая декорация, за которой нет никакого осмысленного содержания. Жители Приднестровья и подобных ему территорий могут реально на что-то надеяться, когда со стороны России появятся явные, бесповоротные признаки идеологических перемен. К таким сигналам, например, можно отнести, аресты Горбачева или Ельцина. И вот в этом случае могут проявиться такие мощные центростремительные тенденции, которые коснутся уже не только Приднестровья, Абхазии или там Южной Осетии.
Но пока что Молдавия, Грузия и все остальные могут спать спокойно: такой привлекательный центр тяжести, такая активная, зажигательная, интересная Россия присутствует пока что только в мечтах ее отдельных патриотов. Кстати, по поводу патриотов. Бабурин, Рогозин и подобные им деятели, на которых, как это ни странно, чуть ли не молятся в том же Приднестровье или в Белоруссии, уже практически 20 – двадцать! – лет сидят в той или иной ветви высшей российской власти. Но русским людям, непосредственным гражданам России, от этого лучше почему-то не становится, если в этом месте вообще не сказать матом. На фоне их бессрочного патриотического депутатства, наши люди все так же активно вымирают и нищают. Цена таким патриотам – в России давно известна. Но надо, видимо, чтобы прошло еще 20 или 50 лет, чтобы в том же самом убедились приднестровцы или абхазцы и прокляли тот момент, когда аплодировали этим «посланцам России».
– Не думаете ли Вы, что поддержка Россией референдумов в самопровозглашенных республиках является вмешательством во внутренние дела Молдовы и Грузии?
– Хочет этого кто-то или нет, но единой страны под названием СССР сегодня не существует в природе. На этой территории есть суверенные государства, у которых есть свои интересы. Нравится кому-то или нет, но эти интересы и это существующее положение вещей необходимо учитывать. Таким образом, попытки влияния на процессы, происходящие в этих странах, безусловно, необходимо квалифицировать как прямое вмешательство.
Но посмотрите, кто персонально вмешивается со стороны России, это достаточно показательно. Вмешиваются те, кто развалил Советский Союз, те, кто сегодня разваливает и саму Россию – ведь у власти в Москве принципиально новых фигур за эти годы так и не появилось. Просто они чувствуют свою прямую личную ответственность за политику последних лет, прекрасно понимая, что скоро им придется отвечать за нее перед собственным народом. Поэтому и пытаются вывернуть, резко выломать руль в обратную сторону, строя теперь из себя «патриотов» и «собирателей земель». Позавчера они были коммунистами, вчера – демократами, сегодня активно перекрашиваются в патриотов. Вот именно они и ломают, в своей политической агонии, дрова по всем политическим направлениям. Могу сказать, что те новые политики, которые рано или поздно придут к управлению Россией – иначе она просто не выдержит груза всех этих старых, прогнивших фигур и развалится, – безусловно будут учитывать существующее (созданное, заметим, не ими) положение вещей, имеющийся геополитический расклад на нашем континенте и во всех своих действиях будут исходить из этого непреложного факта.
Что касается конкретно названных Вами Молдавии (все-таки – Молдавии, а не Молдовы; и это совсем не признаки имперского мышления, просто так будет правильно по-русски) и Грузии, то давайте вспомним недавнее прошлое. А не сама ли Россия активно поддерживала в свое время и кандидата в Президенты Воронина (в данном случае именно как «молдавского коммуниста»), и кандидата в Президенты Саакашвили (как противовес «надоевшему» Шеварднадзе), как раз впрямую вмешиваясь в выборные процессы на чужой территории? Ну – вот вам и результат такой тупоголовой политики. И запрещать в такой ситуации молдавское вино или грузинскую воду – это полнейший абсурд, углубление собственной могилы, т.к. в данном случае Россия настраивает против себя уже не политиков бывших братских республик, а напрямую само население. Это еще одно доказательство абсолютного непрофессионализма российской политической «элиты», включая и ее официальных политологов, которые не в состоянии определить заранее свою позицию в таких важнейших стратегических вопросах.
– Как Вы считаете, поддержит ли Россия сепаратистов Нагорного Карабаха, если в ближайшем будущем они решат провести аналогичный референдум о самостоятельности?
– Современная рыночно-демократическая Россия не претерпела никаких идеологических изменений со времен конца «перестройки» и начала эпохи либерализма. Одной из ключевых фигур этой идеологии являлись люди типа Старовойтовой.
Поэтому в частном вопросе Нагорного Карабаха со стороны России не может быть в принципе никаких изменений. Если руководство Нагорного Карабаха (само или по чьей-то установке) решит провести референдум о самостоятельности, то это будут решения лежащие за рамками возможностей и влияния России. Россию просто никто не будет об этом спрашивать – надо будет кому-то провести такой референдум, ну, значит, он будет проведен в установленные сроки. Скажут России поддержать – значит, она поддержит. Как раз здесь, в отличие от приднестровского или абхазского вопросов, России не надо будет идти ни на какую внешнеполитическую конфронтацию, т.к. ее собственная линия в отношении Нагорного Карабаха, как я уже сказал, никак не изменилась.
То есть, ситуация с Нагорным Карабахом имеет для России явные отличия по сравнению с референдумами в Приднестровье или Южной Осетии.
Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что на этом куске карты Россия однозначно поддержит то, что инициируют США и Евросоюз. Азербайджан в любом случае остается в накладе, т.к. его территориальная целостность, в отличие от его нефти, Запад нисколько не интересует.
Э.Гулиев
Day.Az