A.1.>>Да: Остин-путиловский с надписью на борту "Враг капитала"
Fakir> А мне в свое время в 90-м запомнилось со слов экскурсовода, что неизвестно, с какого именно броневика выступал Ленин... Экскурсовод что-то приврал?
Ошибся эскурсовод - известно
. Дело в том что шасси для данной машины поступило на Путиловский завод из Британии с таким количеством дефектов, что после постройки на нем броневика, его не стали отправлять на фронт - а оставили в петроградском гарнизоне в качестве учебной машины в запасном полку. А поскольку части гарнизона к апрелю 1917 года были полностью разложены революционной агитацией со стороны всякой сволочи - то солдаты этого полка и приехали на этом броневике на митинг на Финляндский вокзал (и в самом деле - чего ногами идти, если под рукой есть транспортное средство
).
Собственно из-за этого эпизода данную машину возвеличивать никто тогда не стал (мало ли тогда Ильич с каких импровизированных трибун речи толкал - даже с балкона особняка великокняжеской любовницы B) ) и всю свою дальнейшую службу в РККА броневик честно служил как обычная учебная машина.
А вот когда в 1926 году было решено установить памятник Ленину у Финляндского вокзала - то попался дотошный скульптор (В. Козлов) - который стал разбираться, а что за броневик был, какая башня у него была (чтобы скопировать для памятника). Вот тогда возник первый интерес к судьбе этого броневика - но искать его не стали. А вопрос опять возник уже в 30-х годах - кстати исключительно по инициативе снизу, после чего по документам Автобронетанкового управления вычислили местонахождение броневика - он оказался в одном из провинциальных отделений Осовиахима в качестве (ес-но) учебной машины в достаточно раздолбанном состоянии.
Сначала были некоторые сомнения в подлинности - но когда сняли слои более поздней краски, то обнаружилась та самая надпись: "Враг капитала".
И еще: поскольку от момента изготовления броневика прошло не так уж много времени и уважение к вождю было так велико - то этот броневик был полностью реставрирован тщательнейшим образом с использованием оригинальных запчастей и материалов вплоть до мельчайших деталей внутреннего интерьера (даже движок пусть и не родной - но той же модели). Т.е. после реставрации он был полностью боеспособен и своим ходом приехал в музей.
Так что это действительно
тот броневик - и сейчас он выглядит в полном соответствии с исторической достоверностью - как в апреле 1917 года. Вот за это я и сказал спасибо Ильичу - если б не полез он на этот броневичок - то пропала бы редкая машина
.