Еще одно доказательство сумашествия политиков США:
Ограничение роли ООН лучше всего для Америки ("The International Herald Tribune", США)
Американские интересы заключаются в фундаментальном ограничении роли ООН
Ньют Джингрич (Newt Gingrich), 13 сентября 2005
ВАШИНГТОН - Четыре года спустя после атаки в декабре 1941 года на американский Перл-Харбор мировые лидеры собрались в Сан-Франциско, чтобы основать Организацию Объединенных Наций - международный орган, призванный предотвращать войны, защищать права человека и обеспечивать людям разных стран безопасность, охрану здоровья, процветание и свободу.
Однако по любым здравым меркам существует неприемлемый разрыв между идеалами Хартии ООН и сегодняшней деятельностью Организации Объединенных Наций.
Именно по этой причине четыре года спустя после сентябрьских терактов против Соединенных Штатов мировые лидеры собираются на этой неделе в Нью-Йорке для обсуждения того, как реформировать ООН, чтобы она соответствовала идеалам, заложенным в ее основание. Ставки здесь очень высоки, и не только для американцев. Отмечаемая на этой неделе годовщина событий 11 сентября напоминает нам, что мы живем в мире, полном совершенно иных угроз для безопасности граждан США, чем те, с которыми мы сталкивались при создании ООН.
Сегодня весь цивилизованный мир ведет длительную войну против непримиримого крыла ислама. В результате террористических атак в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лондоне, Мадриде, Беслане, на острове Бали, в Иерусалиме, Багдаде, Стамбуле и многих других городах погибли тысячи ни в чем не повинных людей, многие были изувечены. Террорист Айман аль-Завахири открыто говорит о праве 'Аль Каиды' на 'убийство четырех миллионов американцев, в том числе, двух миллионов детей, на изгнание с постоянных мест проживания вдвое большего их числа', а также о праве 'нанести ранения и увечья сотням тысяч людей'.
Годовщина 11 сентября, кроме того, дает Америке представление о том, что должно стать ее единственным критерием оценки любой программы реформирования ООН: это вопрос о том, укрепляет ли такая реформа безопасность США и способствует ли она дальнейшему распространению свободы и демократии по всему миру. Президент Джордж Буш в своем обращении при вступлении в должность на второй срок совершенно правильно отметил, что 'лучшая надежда на мир во всем мире состоит в распространении в этом мире свободы'.
Недавно я вместе с бывшим лидером сенатского большинства Джорджем Митчелом был сопредседателем рабочей группы Конгресса по реформированию ООН. Дело в том, что, по моему убеждению, коренная реформа Организации Объединенных Наций может стать эффективным инструментом обеспечения большей безопасности для Америки и больших свобод для всего мира. Но для реализации столь необходимых реформ Америка должна быть едина в своих ожиданиях от ООН.
Во время моей работы в составе этой группы я пришел к выводу, что американские интересы заключаются в фундаментальном ограничении роли ООН, но при этом данная организация должна стать честной и эффективно действующей.
Роль ООН должна быть коренным образом ограничена в связи с тем, что эта организация, не имеющая демократической подотчетности, порой претендует на легитимность, близкую к статусу демократического государства. Например, крупные международные встречи, проводимые при финансовой поддержке ООН, зачастую нацелены на создание новых систем 'права' и новых 'норм' международного поведения под личиной 'мирового управления'. Это представляет собой прямую угрозу суверенитету США и нашей системе конституционных свобод - а поэтому мы обязаны отвергать такие меры.
Организация Объединенных Наций не подотчетна демократическому электорату и истинно демократическим институтам, и не несет перед ними ответственности. На нее также не распространяются принципы взаимных уступок, характерных для национальной демократической политики.
Наши отцы-основатели разделили власть между тремя ее ветвями и создали систему взаимоограничения властей, чтобы сделать наше государство подотчетным и подконтрольным своим гражданам. Достаточно взглянуть на тот накал страстей, которые бушуют во время слушаний по вопросу утверждения в должности какого-нибудь члена Верховного Суда США, чтобы понять, что в ООН нет аналогичного механизма подотчетности.
Скандал в связи с программой ООН 'Нефть в обмен на продовольствие' является ярким доказательством того, что нам необходимо ограничить функции ООН. При отсутствии демократических систем подотчетности эта программа, предназначенная для оказания гуманитарной помощи иракцам, страдавшим от правления Саддама Хусейна, нелепым образом трансформировалась в программу поддержки его диктатуры. Провалы ООН укрепили режим Саддама, подорвали безопасность США и задержали приход в Ирак свободы. Такой результат полностью противоречил первоначальному замыслу этой программы.
Более того, тот факт, что Организации Объединенных Наций не ставит демократических условий для членства в своих рядах, ограничивает возможности Америки обеспечивать соответствие решений ООН ценностям и интересам США. Четкий и простой пример заключается в том, что Судан в настоящее время уже второй срок является членом Комиссии ООН по правам человека, а Ливия, взявшая на себя ответственность за гибель 189 американцев на борту сбитого ею самолета компании 'PanAm', в 2003 году была избрана председателем этой комиссии.
Америка крайне заинтересована в том, чтобы ограничивать, а не расширять возможности для возникновения подобного фарса.
Америка также требует от Организации Объединенных Наций честности. Зачастую поведение и обычаи ООН, если называть вещи честно и своими именами, непростительны. Поэтому существует повальная тенденция использования банальных фраз и вводящей в заблуждение терминологии для маскировки такого поведения.
К счастью, новый американский представитель при ООН Джон Болтон (John Bolton) не боится прямо и открыто говорить об американских ценностях и интересах. Он вступает в прямую конфронтацию с теми, кто отстаивает политику, боящуюся дневного света.
Например, четыре года спустя после терактов 2001 года Генеральная Ассамблея ООН все еще не достигла соглашения по такому фундаментальному вопросу войны с террором, как всеобъемлющее определение терроризма. Многие страны-члены ООН из числа поддерживающих террор пытаются пустить данный процесс под откос, настаивая на том, что действия отдельных лиц или незаконных формирований в контексте 'войн за национальное освобождение' и за изгнание 'оккупационных сил' нельзя считать терроризмом.
Это неприемлемо, поскольку такая позиция признает законность терактов в любой точке планеты, и особенно против войск коалиции в Ираке и Афганистане и против Израиля. Одетые в военную форму национальные вооруженные силы уже ограничены в своих действиях обязанностью соблюдать законы ведения войны; и мы должны настоять на выработке всеобъемлющего определения терроризма, применимого к отдельным лицам и нерегулярным формированиям.
Начало честных дебатов в рамках ООН с теми странами, которые отстаивают тактику террора, поможет разоблачить их преступные ценности.
И, наконец, Организация Объединенных Наций, ограниченная в своих функциях и честно их выполняющая, станет гораздо более эффективно действующим институтом. Соединенные Штаты, вносящие 22 процента объема постоянного бюджета ООН, обязаны настаивать на реформировании системы обеспечения отчетности, прозрачности и добропорядочности этой организации, что может повысить ее эффективность.
Для проведения реальной реформы в ООН потребуется время, потребуются большие усилия со стороны Конгресса, президента и коалиции истинных демократических государств. Я лелею надежду на то, что ООН примет все необходимые меры для собственного реформирования, и тогда не возникнет необходимости ограничивать долю взносов американских налогоплательщиков, которые идут на деятельность организации. Однако, если реформы не будут своевременно реализованы, я думаю, что Конгресс неизбежно наложит такие ограничения.
Без значимых реформ нет никаких оснований полагать, что ООН сможет в будущем воплощать в жизнь цели, изложенные в ее Хартии. Такая неспособность, хотя она и нежелательна, может быть приемлема для Организации Объединенных Наций, но не для Соединенных Штатов. Должны существовать результативные многосторонние инструменты для спасения жизней и защиты невинных людей, и мы должны быть готовы к тому, чтобы обратиться к иным способам эффективных действий, если ООН не сумеет реформировать себя.
Мы ведем длительную войну за цивилизацию. Это одновременно и глобальная борьба военных, и борьба идей между теми, кто защищает цивилизацию, и теми, кто хочет ее уничтожить. На всех этапах такой борьбы реформированная и эффективно действующая Организация Объединенных Наций могла бы стать мощным союзником, стоящим на стороне цивилизации. ООН, способная честно и открыто решать проблемы данной борьбы, такие как точное определение терроризма, раскрытие правды об иранской ядерной программе, откровенная характеристика геноцида в Судане и борьба против него и прочих ужасных нарушений прав человека по всему миру, могла бы внести огромный вклад в обеспечение безопасности в США и достижение свободы в других странах мира.
Бывший спикер палаты представителей Ньют Джингрич является старшим научным сотрудником Американского института предпринимательства