Fakir> интервенция 14 держав
Fakir> Волк, вы там пишете практически исключительно, так скз, о живой силе интервентов. А как насчёт статистики по поставленной технике, вооружению, продовольствию, расходным материалам (например, бензину), просто денежной помощи, в конце концов? [»]
Дело в том, что никакой особой помощи-то и не было.
Об этом другая статья:
вот небольшой кусочек из нее:
На встрече 26 мая 1919 президент Вилсон все-таки согласился подписать вместе с другими лидерами Союзных держав послание адмиралу Колчаку. Оно начиналось заверением в нежелании вмешиваться во внутренние российские дела. Далее говорилось, что восстановление мира в России должно последовать за свободными выборами Учредительного Собрания, которое разрешит все внутренние споры, а также установит отношения со своими соседями при посредничестве Лиги Наций.
Затем заявлялось, что Союзные страны убедились в невозможности ожидать такого развития событий от советского правительства в Москве, и
предлагалась помощь правительству адмирала Колчака боеприпасами, снаряжением, продовольствием и добровольцами в обмен на получение следующих гарантий:
Созыв Учредительного Собрания, как только Колчак возьмет Москву.
Проведение свободных местных выборов на всех контролируемых Колчаком территориях.
Отказ от восстановления привилегий какого-либо класса и отказ от восстановления режима, уничтоженного революцией.
Признание независимости Финляндии и Польши.
Консультации с Лигой Наций об отношениях правительства Колчака с Прибалтийскими, Закавказскими и Закаспийскими территориями.
Вступление в Лигу Наций.
Подтверждение, что правительство Колчака признает российские внешние долги.
Колчак ответил 4 июня 1919. Он выразил согласие почти всем пунктам. Признавая независимость Польши и допуская обсуждение независимости Финляндии, Колчак отвергал возможность независимости остальных государств, возникших на территории бывшей Российской империи.
12 июня 1919 Колчаку было отправлено следующее послание:
"Союзные державы подтверждают получение ответа адмирала Колчака. Они удовлетворены тоном этого ответа и намерены оказать помощь, обещанную в предыдущем послании."
Таким образом, о каком-либо признании правительства Колчака не было сказано ни слова.
Что касается помощи - уже 5 и 7 августа 1919 генерал-майору Ноксу, главе британской военной миссии в Сибири, были отправлены телеграммы, в которых Лондон инструктировал, что
"из-за географической отдаленности, недостатка транспортных судов и растущего хаоса на Транссибирской магистрали, британские усилия в России будут сконцентрированы на оказании помощи генералу Деникину."
В это время войска адмирала Колчака отступали под натиском большевиков, войска же генерала Деникина успешно наступали.
Инициатором увеличения помощи Деникину был, естественно, Черчилль. 25 июля 1919 это предложение было подробно рассмотрено кабинетом министров. Премьер-министр Ллойд Джордж не выразил энтузиазма в этом вопросе.
Ллойд Джордж согласился, что Деникину, если оказать ему помощь, возможно удастся не допустить большевиков на освобожденные им территории. А далее британский премьер-министр сказал:
"Я лично очень боюсь, что единая Россия станет для нас большой угрозой."
По мнению Ллойд Джорджа, в окружении Деникина были реакционеры - то есть не сторонники Учредительного Собрания, а желавшие восстановления царского режима.
В итоге предложение Черчилля об оказании конкретной помощи Деникину не было отвергнуто британским кабинетом министров, но и не было принято. Несмотря на отчаянный довод военного министра -
"в ближайшие месяцы антибольшевистские силы могут прекратить существование, и тогда мы получим империю Ленина и Троцкого".
...
12 августа 1919 британский кабинет собрался для обсуждения представленного Керзоном проекта послания Союзникам. В нем говорилось, что британское правительство больше не намерено нести всю тяжесть поддержки антибольшевистских сил. На этом заседании прозвучали высказывания министров Бэрнса и Эддисона о том, что Британия ставит в России
"не на ту лошадь".
По их мнению -
"надо иметь дело с правительством большевиков, а не с разными мелкими республиками или с такими неустойчивыми фигурами как Деникин или Колчак".
В завершение этого заседания Ллойд Джордж заявил, что намерен предоставить Деникину последний "пакет" помощи и заявить ему:
"Вы владеете всем углем России, достаточными источниками нефти и основными сельскохозяйственными районами. Поэтому мы не можем больше дарить вам помощь, однако намерены торговать с вами на обычных условиях."
...
В конце августа 1919 Черчилль разослал членам кабинета оптимистичный меморандум относительно шансов генерала Юденича, готовившего очередной поход на Петроград. 30 августа 1919 Ллойд Джордж ответил Черчиллю:
"Мы уже потратили в этом году на Россию более 100 миллионов фунтов. Мы посылали туда несколько превосходных воинских частей. В начале этого года рисовались"великие перспективы" освобождения Москвы. Мы оказали помощь адмиралу Колчаку, насколько это было в наших силах… Теперь освободительная армия, точнее ее остатки, откатывается к Омску… В этом совершенно нет нашей вины… Мы выполнили все обещания, данные нами Деникину и Колчаку. Мы не давали никаких обещаний Юденичу, и я надеюсь - не дадим и в будущем. Народ Британии не потерпит швыряния очередных миллионов фунтов на глупые военные мероприятия."