Муки газовые
К газовым скандалам Украине не привыкать. А после того, как ее премьер-министром стала «газовая принцесса», их начали ждать со дня на день…
…И ожидания не замедлили оправдаться.
Равнение на Европу!
Сначала Россия жестко потребовала отдать причитающийся ей газ или оплатить пропавшие его 7,8 млрд. куб. м. по самой европейской цене. Затем кавалер ордена Ярослава Мудрого Сапармурат Ниязов не замедлил запросить туркменскую долю украинских долгов. Как сговорились: в Украине вершатся судьбоносные демократические преобразования, а они, сутяги, все о суетном и корыстном!
Наши, по укоренившейся привычке, сходу отказались удостоверять факт кражи. Затем, поразмыслив (ведь не отстанут!) «Нафтогаз Украины» пропажу газа из хранилищ признал, но по закону жанра свалил все на «злочину владу» предшественников. Но поскольку «Газпрому» все равно, кто слямзил товар, он продолжал делать страшные глаза, настаивая на возмещении убытков по евро-цене в 160 долл. за тыс. куб. м.
Естественно, согласись Украина оплатить свое лихоимство по требуемой стоимости, это был бы приговор к «высшей мере» не только «Нафтогаза», но и всей бюджетной политики нового правительства: 1,25 млрд. долл. для «народного уряда» – удар по жизненно важным органам.
Кабминовские стратеги для смягчения позиции газового монополиста попробовали пугнуть его пересмотром в сторону увеличения тарифов на прокачку: с 1,09 долл. за тыс. кубов на 100 км., оговоренного долгосрочным договором, до 1,75-2 долл., согласно европейским нормам. «Газпром» с воодушевлением откликнулся на почин, выдвинув скромное встречное предложение: продавать газ Украине по европейскому прейскуранту.
Простой расчет навеял грусть: если даже тариф будет по максимуму, а цена газа равной восточно-европейской – 126 долл. (невероятно положительное стечение обстоятельств), то Украина понесет убытки от своей инициативы в размере около 400 млн. долл. в год. Поэтому «нафтогазовские» мудрецы включили задний ход. Было заявлено, что украинская сторона не хочет переходить на денежную форму оплаты услуг транзита, и желает сохранить бартер до 2013 года (окончания срока действия договора).
Представляется, что украинское руководство не определилось с долгосрочными государственными приоритетами в газовой сфере, а потому продолжает по-дилетантски импровизировать с разного рода проектами, игнорируя объективные обстоятельства.
Приостановлена, вопреки здравому смыслу, работа "Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины". Хотя идея консорциума стара как мир. Словакия, например, 49% своей газотранспортной паутины спровадила словацко-российско-германо-французскому консорциуму. То же сделала Чехия, расставшись с частью прибыли от своей газотранспортной системы, которую отдала коллективу трех стран - России, Германии и Франции. Взамен получила гарантии загрузки на многие годы. По таким правилам живет весь мир. Но у нас собственная гордость. Поэтому от экономически не просчитанной гордыни страна в ближайшей перспективе испытает значительные убытки.
Газовый пасьянс
После многочисленных слияний и поглощений, на просторах земного шара появилась крупнейшая в мире государствообразующая корпорация «Газпром» с государственной долей 50%+1 акция. Мощности корпорации через 2-3 года позволят добывать ежегодно порядка 150 млн. тонн нефти (примерно столько сейчас качает из недр Венесуэла) и более 550 млрд. куб. м. газа.
Объединив активы крупных газо- и нефтедобытчиков, «Газпром» получил в свои руки ресурсы, достаточные для ведения самостоятельной политики по строительству обходных маршрутов транспортировки топлива в Европу, минимизирующие в расходных статьях аппетиты «транзитников».
Значение Украины как транзитной державы начинает катастрофически падать. Уже функционирует маршрут «Ямал–Европа», идущий через Белорусию и Польшу. На польской территории газопровод эксплуатирует российско–польская компания «ЕвроПолГаз». Мощность маршрута - 24 млрд. куб. м., а в запасе - параллельная ветка того же направления. Принципиальное согласие на ее строительство наш большой друг Польша дала еще в 2001 году. Проектная мощность параллельной трубы - 32 млрд. куб. м. Итого, в ближайшей перспективе белорусско-польский транзит обеспечит прохождение 56 млрд. кубов газа в год.
Началось строительство «Северо-Европейского газопровода», который проляжет по дну Балтийского моря, прямиком до Германии. Через него к 2010 году будет транспортироваться 55 млрд. куб. м. В обеих ветках ЕС выразил настоятельную потребность. Проигнорированы жалобы прибалтийских новоделов на «газпромовский» волюнтаризм, игнорирующий их желание погреться подле транзитного огонька. Калькулируем и получаем около 110 млрд. кубов мимо нашего рта.
Остаточная выходная мощность украинской трубы - 130-140 млрд. куб. м. Когда-то было и 175. Но время властно над трубой. Износ ее пороговый – 60%. Только для реабилитации 37,1 тысяч километров системы ежегодно необходимо более $300 млн. Виктор Суслов, бывший министр экономики Украины, поведал: «…мы не можем сегодня финансировать такие большие и сложные технические системы, по которым десять лет подряд съедали амортизацию».
Всего Россия поставляет бледнолицым братьям из Европы около 150 млрд. куб. м. И к 2013 году, когда закончится договор гарантированной ежегодной прокачки через Украину не менее 120 млрд. куб. м. газа, загрузка нашего достояния может как минимум уполовиниться. И мы останемся один на один с полупустой одряхлевшей трубой.
Нас приговорили?
Еще одна «радость» скоро прибудет в наш дом. «Газпром» заявил устами своего руководства о категорическом отказе со следующего года от бартерных схем и переходу к европейским ценам на топливо. Сейчас они таковы: внутрироссийские, для промышленности и средней теплоэнергетики, 50-55 долл. за 1 тыс. куб. м.; для ТЭЦ – 30 долл.; для Западной Европы - 130-160; Восточной Европы – 126; стран Балтии – 84. В Украину поставляется пока по «братским» ценам – 50 долл.
Чем чреват для экономики Украины переход на среднеевропейские цены ($126-160 за тыс. куб.), нетрудно догадаться. Не ожидая, пока россияне взвинтят цены, правительство «народного доверия» до конца года резко, на 25-30%, увеличит тарифы для населения.
Такую «заботу» еще можно пережить - чего не стерпишь ради вечных реформ! Но промышленность ляжет плашмя. Структура ее такова, что Украина более зависима от газа, чем Россия. Импорт углеводородов дает Украине 85% необходимой энергии (в России газ обеспечивает производство только 50% электроэнергии). Рост цен на газ в три раза потянет удорожание электроэнергии не менее чем в полтора раза. Далее по цепочке последует резкий рост цен на продукцию украинских предприятий. А в конце года нас ожидает большой гешефт – вступление в ВТО, куда мы прем напролом, сдавая все позиции по защите собственного товаропроизводителя.
В экономике творится какая-то тщательная отлаженная смута. Складывается впечатление, что украинское правительство все больше напоминает комитет по ее безоговорочной ликвидации.
Антон Дальский