Ещё о переписи.
"Не верю!", - говорил великий Станиславский, глядя на неубедительную игру актеров. "Не верим!", - говорят жители Украины, глядя на результаты переписи населения, обнародования которых уже устали ждать ее граждане. Неизвестно, записан ли в Книге Гиннесса рекорд за самый долгий подсчет результатов переписи населения, но Украина смело может претендовать на него, поскольку сия нехитрая затея заняла у нас аж 13 (!!!) месяцев. К примеру, в России, где населения в три раза больше нашего, а просторы вообще не сравнить, на это потребовалось меньше месяца. Такая неспешность наших властей вполне понятна. Перепись 2001 года является своеобразным подведением итогов первого этапа существования украинской независимости. И итоги эти достаточно трудно назвать утешающими или обнадеживающими.
Перепись проходила с 5 по 14 декабря 2001 года. Накануне ее проведения чиновники всех рангов бодро рапортовали о готовности и убеждали людей проявить гражданскую сознательность и всячески способствовать проведению такого государственно важного масштабного мероприятия. Однако уже с первого дня стало ясно, что что-то прогнило в нашем "Датском королевстве". Вопреки правилам, переписчики являлись в квартиры сограждан с замызганными тетрадочками, объясняя это отсутствием бланков переписных листов. Народ, в массе своей утомленный многолетними суверенными "негараздами", верил в эти байки. Хотя отдельные "умники", прекрасно знающие принципы двойной морали, говорили, что не важно, как проголосуют, важно, как подсчитают. Оказалось, что по этому сценарию действовали практически на всей территории Украины.
Надо отметить, что в тот момент политические партии и общественные организации готовились к выборам в Верховную Раду Украины, которые были намечены на март 2002 года. Активных протестов по поводу нарушений в ходе переписи они не заявляли, а декларации типа "Мы проверим результаты переписи по каждому району!" дальше газетных полос не пошли. Еще задолго до начала спектакля под названием "Перепись на Украине" некоторые политики и общественные деятели серьезно опасались, что перепись может стать удобным инструментом для решения "русского вопроса". Ведь в Конституции Украины, которая принималась тогда, когда официально считалось, что на территории республики из 52 млн. проживают 12 млн. русских, русские титульной нацией признаны не были, а русский язык не получил государственного статуса. Но и в нацменьшинства русских открыто записать побоялись. Поэтому потихоньку стали их растворять. Для начала в новых украинских паспортах убрали национальность, заменив ее... полом. В русле политики построения моноэтнического государства на Украине власть стала закрывать русские школы, детские сады, изгонять все русское из эфира и даже из жизни. Более того - ратификация парламентом Европейской Хартии о языках под давлением национал-радикалов была отменена Конституционным судом, как... неконституционная.
И вот сегодня результаты переписи обнародованы. Сделано это было по технологии, уже ставшей классической. Накануне Нового, 2003, года на некоторых интернетовских сайтах появилась предварительная, а 2 января - уточненная информация со ссылкой на Центральное статистическое управление (это надо было обладать всей мощью государственной власти, чтобы на современных компьютерах больше года обрабатывать данные переписи!).
По сравнению с данными переписи 1989 года население Украины сократилось на 3 млн. человек (с почти 52 до 48 млн.). И что характерно, исключительно за счет русского населения, которое "ужалось" с более, чем 11 млн. до 8,3 млн. Такие уж русские оказались хилые! Зато количество украинцев при всеобщем вымирании народа выросло на 0,3%. Откуда бы это, от гордости за обретенную государственность и независимость, что ли?
"Сама организация переписи не выдерживает никакой критики, - говорит председатель Русской общины Украины Константин Шуров, - ибо по нашим наблюдениям процент людей, которые не были опрошены переписчиками в крупных городах, колеблется от 20 до 50 процентов граждан. В сельских районах - это вообще неизвестная величина, особенно учитывая падение исполнительской дисциплины в органах государственной власти.
Вызывают большое сомнение и результаты переписи. Так, например, на Украине имеется пять городов-миллионников. В Киеве живет более 2,6 млн. человек, из них 1,9 русскоязычных; в Харькове - 1,47 млн., русскоязычных - более 1,2 млн.; в Днепропетровске - 1,065 млн., русскоязычных - 0,852 млн.; в Одессе - 1,029 млн., русскоязычных - 0,823 млн.; в Донецке - 1,029 млн., русскоязычных - 0,812 млн. Что в сумме дает уже около 5,58 млн. человек, считающих русский язык родным. А остальные 37 городов, в каждом из которых проживает от 100 до 500 тыс. человек, и 9 - в которых проживает более 500 тыс. жителей - ведь не все они расположены на Западной Украине? А если сюда приплюсовать почти поголовно русскоязычные Донецкую, Запорожскую, Луганскую, Одесскую, Харьковскую области и Крым с Севастополем, то отчетливо видно, что количество граждан Украины, считающих русский родным, явно превышает те 14 с небольшим миллионов носителей "великого и могучего", живущих на Украине, которые "заявлены" украинскими статистиками".
А как, интересно, переписывали нелегальную украинскую рабсилу за границей, которая по разным оценкам достигает от 7 до 9 млн. человек? На встрече уполномоченных по правам человека Украины и России в Харькове украинский омбудсман Нина Карпачева сообщила журналистам, что только в текущем полугодии за пределами Украины находились 7 млн. мигрантов.
Вопросов по украинской переписи больше, чем ответов. Они возникли не только у представителей таких общественных организаций, как Русская община Украины, Союз православных граждан Украины, Славянской партии и недавно созданного движения "Наследники Богдана Хмельницкого", которые передали свои заявления по этому поводу в редакцию "ДК". Эти вопросы задают и обычные граждане Украины. Но вывод напрашивается один. Он зафиксирован в заявлении Русской общины Украины.
"Основная задача, поставленная перед переписью населения на Украине, никогда публично не декларировалась, так как несла в себе элемент политического строительства и принуждения, что совершенно не характерно для любого демократического государства. Однако она была востребована для подтверждения того, что за десять лет независимости на Украине удалось создать моноэтническое украинское государство. Этот "успех" и был "зафиксирован" в результатах переписи. Очевидно, что мы стоим перед фактом, когда русский вопрос предполагается решить путем насильственной украинизации - т.е. ассимилировать всех русских на территории Украины. И этот процесс есть не что иное, как полное растворение русских и русскоязычных граждан в создаваемом украинском социуме, где граждане Украины, считающие русский язык и культуру родными вне зависимости от национальности, - не более, чем этностроительный материал. Такая недальновидная политика будет иметь только отрицательный результат: искалеченные судьбы людей и рознь вместо межнационального согласия в этот крайне трудный для Украины период. У нас есть много примеров, чтобы сказать: происходит самое страшное - разрушение единого русско-украинского духовного пространства. Русский и украинский народы - братья. Русский и украинский - близкородственные языки, и отсутствие двуязычия как органичной и естественной среды существования человека, живущего на Украине, когда один язык является началом, а второй - продолжением его, является фактом абсурдным, ограничивающим стремление народа Украины к свободомыслию. Уничтожение вертикали образования на русском языке по всей Украине, попытки ограничить любыми способами возможность получения информации на русском языке невозможно оправдать желанием освободиться от так называемой "имперской власти". Последствия этого антирусского процесса не заставят себя ждать.
Когда нарушаются права человека - это преступно. Когда нарушаются права народа - это самоубийство для любого государства. Сохранение русского языка и культуры на Украине - залог национального согласия, духовного единения и экономического благополучия".
Все государства мира используют перепись населения для того, чтобы иметь на руках максимально достоверную информацию о своем населении, чтобы в соответствии с этими данными регулировать свою внутреннюю политику. И только у нас из такой обычной процедуры, как перепись, создали целую политическую акцию для того, чтобы показать, как якобы дружно народ поддерживает курс власти на украинизацию. Но, покрывая глянцем данные переписи, головой тоже нужно думать, как объяснить всему миру, куда делся каждый четвертый русский на Украине, почему численность титульной нации увеличивается, а национальных меньшинств уменьшается? Дай Бог, чтобы подобное манипулирование данными переписи в наступившем году не привело к самым плачевным результатам.
Донецкий кряж, № 154 от 10.01.2003
Людмила ГОРДЕЕВА, Алексей ИВАНОВ