О Мухине и его Мурзилке.
>наши генералы (в сумме) готовились к прошлой войне, а не к той, в которой им пришлось реально воевать.
Готовились. И не только они одни. И французские генералы готовились и английские и американские. А вместе с ними готовились и польские генералы. Это плохо, конечно. Но бывает хуже, например то к чему мы готовились после войны и сейчас.
>Но этот вопрос можно поставить еще более определенно и более актуально: а готовились ли они к войне вообще?
Безусловно. И увидеть это не трудно.
>Делали ли они в мирное время то, что нужно для победы в будущей войне или только то, что позволяло им делать карьеру? Прочитав довольно много мемуаров наших полководцев, я не могу отделаться от чувства что они по сути были больше профессионалами борьбы за должности и кабинеты и только во вторую очередь - военными профессионалами.
Борьба за должности, звездочки, кресты и т.д. - обычное свойство генералов. Опять же в самых различных армиях. Хорошо если они занимаясь этим интересным занятием не забывали о подготовке к войне. Генералы РККА - не забывали.
>В войне побеждает та армия, которая уничтожит наибольшее количество солдат противника.
Буквально - неверно, а так это конечно основной фактор победы в войне.
>Все ли у них есть для работы, удобно ли им работать? Бессмысленно чертить стрелки на картах, если солдаты неспособны достать противника оружием.
До тов. Мухина эту смелую мысль высказал тов. Сталин.
>Когда читаешь, скажем, о немецкой пехоте, то поражает - насколько еще в мирное время немецкие генералы продумывали каждую, казалось бы, ме-лочь индивидуального и группового оснащения солдат.>К примеру, у нас до конца войны на касках солдат не было ни чехлов, ни сеток для маскировки, и они отсвечивали, демаскируя бойцов. А у немцев не то что чехлы или резиновые пояски на касках - по всей полевой одежде были нашиты петельки для крепления веток и травы
Петельки предусмотрели, а про валенки забыли. И шапки зимние. И прочие не заслуживающие внимание мелочи.
>Основное оружие - обычная, неавто-матическая винтовка, поскольку только она дает наивысшую точность стре-льбы на расстояниях реального боя (400-500 м).
Ну слава богу, что хоть Мухин не рисует картины, где фрицы поголовно вооружены шмайсерами.
>Но немец-кий автомат, по сравнению с нашим, имел низкую скорострельность, чтобы обеспечить высокую точность попадания при стрельбе с рук.
Немецкий пистолет-пулемет вообще-то никакой точности не обеспечивал и не мог обеспечивать. Просто он был хорош для стрельбы в упор и главное стоил копейки, ввиду простоты и технологичности.
>У немцев фляги были в войлочных чехлах со стаканчиком, войлок предохранял воду от перегрева. И так во всем - вроде мелочи, но когда они собраны
А у русских войлок предохранял ноги пехотинца от переохлаждения.
>В немецкой гаубичной батарее дивизионного артполка непосредственно обслуживали все 4 легкие гаубицы 24 человека. А всего в батарее было 4 офицера, 30 унтер-офице-ров и 137 солдат. Все они - разведчики, телефонисты, радисты и т.д. обес-печивали, чтобы снаряды этих 4-х гаубиц падали точно в цель и сразу же, как только
Все это хорошо. А у русских корректировки артогня не было?
>Стреляют ведь не пушки, стреляют батареи.
Надо же! Как же я раньше не догадался!
>Ведь речь в подавляющем большинстве случаев идет о том, что до войны можно было дешево и элементарно сделать.
А до войны всех мелочей не предусмотришь, не догадаешься. Даже не на войне, а в любом незнакомом деле. Например когда первый раз идешь в лес, догадаешься какую обувь надеть? будет тебе в твоей одежде холодно или жарко? догадаешься ли взять соль и защитить спички, чтоб не отсырели? О многом догадаешься, о многом - нет. Только реальный опыт позволяет учитывать мелочи.
>А на совещании высшего руководящего состава РККА в декабре 1940 г., в частности, вскрылось, что в ходе советско-финской войны войска были вы-нуждены выбросить все наставления и боевые уставы, разработанные в мо-сковских кабинетах теоретиками.
Верно, без практики нельзя выявить всех ошибок. Хорошо хоть выявили к 1940-му.
>Выяснилось, что если действовать по этим теориям, то у наступающей дивизии практически нет солдат, которых мож-но послать в атаку. Одни, по мудрым теориям, должны охранять, другие от-влекать, третьи выжидать и т.д. Все вроде при деле, а атаковать некому.
Этот глюк преследовал нашу армию еще в РЯВ. Спасибо Мерецков в 1940-м догадался.
>У нас таких мощных ремонтных служб не было: мы стро-или новые танки, а немцы обходились отремонтированными.
Надо делать то что приводит к победе. Кстати почему-то многие любят покупать новые авто, а не вытаскивать побитые с автосвалки и ремонтировать.
>А мы по-прежнему гордимся: наши пушки могли стрелять дальше всех! Это, конечно, хорошо, да только интереснее другой вопрос: как часто они попадали туда, куда надо?
Достаточно часто.
>Мы гордимся: наш танк Т-34 был самым подвижным на поле боя! Это хорошо, да есть вопрос: а он часто знал, куда двигаться и куда он двигается?
До Эльбы доехали, не заблудились.
>Много времени потребовалось также и на то, чтобы наладить производство радиоаппаратуры и оптики для танков. Однако я не раскаивался, что в тот период твердо настаивал на выполнении своих требований: танки должны обеспечивать хорошее наблюдение и быть удобными для управления. Что касается управления танком, то мы в этом отношении всегда превосходили своих противников
Немцы предусмотрели все мелочи в управлении танком и тут они молодцы. А про технологичность производства и про задачи которые выполняют танки малость подзабыли. Что ж глюки бывают у всех, у нас были глюки обратные, но мы их исправили.
>Без выигранного боя бесполезен стратег.
Равно и наоборот. Куча профессионалов-тактиков, без толковых стратегов подобна стае львов ведомой бараном.
>Мы за непонимание этого платили кровью.
а немцы кровью и поражением.
>Сделали ли мы на опыте той войны какие-либо выводы для себя в этом вопросе?
Сделали, но ненадолго.
>И тем не менее, для наступления требуется многократное превосходство в силах, следовательно, в начале войны немецкая дивизия была существенно силь-нее нашей дивизии даже полного штата. Почему?
А оно и было. Немецкие дивизии были укомплектованы людями, техникой и средствами связи, лучше управлялись и немецкое командование их концентрировало на направлениях решающих ударов, достигая пресловутого "многократного превосходства в силах".
>В немецкой дивизии по штату было 16680 человек, в нашей от 14,5 до 17 тыс.
Только у нас чаще было 6-8 тыс. человек. А посмотришь на номера дивизий - силища!
>У немцев 5375 лоша-дей, у нас - свыше 3 тыс.
К сожалению в РККА недооценивали лошадь.
>Формально, глядя только на эти цифры, получается, что наша дивизия превосходила немецкую по возможностям автоматического огня.
Мне кажется это меряние письками не имеет смысла. Во-1 реальное наличие оружия зачастую отличалось от того что было на бумаге, во-2 каждая из сторон имела разного противника. Немцы например таскали кучу МЗА, ПТР и ПТА из-за большой численности русских танков и авиации.
Далее следует любымый глюк Мухина про немецкую чудо-пушку.
Это понятно - и советские, и немецкие генералы оснастили стрелковые полки шестью орудиями калибра 75 мм (у немцев) и 76 мм у нас. Но этого мало.
Бой полки ведут на очень коротких дистанциях - уничтожают те цели, кото-рые увидят в бинокль и только. Из этого следует, что большая дальность стрельбы вообще не нужна, но очень важно, чтобы само орудие было как можно меньше для того, чтобы противник его и в бинокль не разглядел. Немецкие генералы это понимали абсолютно точно: они заказали конструк-торам орудие калибром 75 мм, но весом всего 400 кг, эта пушечка по высоте и до пояса не доставала. Даже щит у орудия был волнистый, чтобы его лег-че было замаскировать, а при выстреле оно почти не давало пламени. Это орудие легко маскировать и трудно обнаружить. Но даже если противник его обнаруживал и начинал пристрелку, то эту легкую пушечку можно было быстро укатить из под обстрела. Стреляло такое орудие на максимальную дальность до 3,5 км - больше чем достаточно.
А вот все ли советские генералы понимали, какой должна быть полковая артиллерия - непонятно.
Советские генералы похоже понимали, а товарищ Мухин видимо нет. Я кстати не совсем понимаю его упоение немецкой 75-мм микрогаубицей. По какой цели могло стрелять такое орудие? Для стрельбы по стационарным целям, например ДЗОТам, такая пушка была бесполезна по той простой причине, что серьезные сооружения делаются с расчетом устоять под огнем противника. Есть цели "которые увидят в бинокль и только". Что это за цели? Очевидно это подвижные цели - пехотинцы, бронетехника. Стрелять по таким целям из пушки имеющей раздельное заряжание и навесную траекторию довольно стремно. Гораздо лучше стрелять прямой наводкой. Здесь имеет преимущество орудие имеющее настильную траекторию, унитарный выстрел т.к. только он обеспечивает хорошую скорострельность, а если стрельба ведется по бронированным целям - то и высокую начальную скорость снаряда. Советские генералы понимая это, вооружили стрелковые полки пушками ЗИС-3, которые могли делать 25 выстрелов в минуту, при стрельбе по движущимся целям из которой не надо было заморачиваться с расчетами, а достаточно было поймать цель в перекрестие прицела. Эта пушка по оценкам немцев эффективно поражала и танки.
Какие цели могла поражать любимая пушка Мухина? Наверное это траншеи с живой силой в них, пулеметы, минометные батареи, расположенные на обратных скатах высот. Имелось ли у русских оружие способное решать аналогичные задачи? Да, такое оружие имелось, а именно - 82-мм миномет, 120-мм миномет, 160-мм миномет. По сравнению с немецкой пушкой русские минометы были легче, имели большую скорострельность. А кроме того их было больше. Точность у них ниже? Так ведь разглядеть цель требующую навесной траектории в бинокль просто невозможно из-за отсутствия прямой видимости. Чтобы поразить вражескую минометную батарею надо было кинуть в нее достаточно большое количество боеприпасов, точность минометов здесь более чем достаточна.
Далее - выиграл ли Вермахт с такой пушкой войну? - нет.
Было ли такое орудие принято на вооружение в какой-либо другой стране? - нет.
Имеется ли аналогичное орудие на вооружении Бундесвера? - нет.
>А немцы сделали своему пехотному 75-мм орудию раздельное заряжание, они перед выстрелом могли изменить навеску пороха от одного до пяти картузов.
Очень мило возиться с зарядами. Это можно себе позволить только когда цель неподвижна.
>Орудие по этой причине могло практически на любое расстояние стрелять с высоко подня-тым стволом, перебрасывая снаряд через любое препятствие перед собой и забрасывая его за любое прикрытие, за которым спрятался противник.http://www.weltkrieg.ru/images/original/13/1283.jpg [not image]
Русское орудие, умевшее стрелять "с высоко поднятым стволом, перебрасывая снаряд через любое препятствие перед собой и забрасывая его за любое прикрытие, за которым спрятался противник".
И весило всего 52 кг, против немецкой туши в 400 кг, обеспечивая до 30 выстрелов в минуту, против 3-х выстрелов минуту у мухинской пушки.
>Давайте мысленно представим себе дуэль между нашей 76-мм полковой пушкой и немецким 75-мм пехотным орудием.>Немцы выстрелят первыми с полным зарядом пороха, прямой наводкой и не один раз, поскольку их пехотное орудие трудно обнаружить. Но если его обнаружат, то расчет легко скатит орудие вниз на обратный скат высоты, уменьшит заряд пороха и продолжит огонь с закрытой позиции, т.е. перебрасывая снаряды через высоту, за которой орудие укрылось.
Мой дед стрелял как раз-таки из 76-мм. Дуэлями не занимался, обычно они лупили с закрытых огневых позиций, не давая мухинским пушкам ответить из-за разницы в дальности стрельбы, а еще их вывигали на прямую наводку давить немецкие пулеметы, например в ходе атаки пехоты если оживал какой-нибудь недодавленный пулемет, то они кидали туда снаряды. Пару раз стреляли по танкам. Дуэлями занимались минометчики и на один снаряд немцев обычно прилетало 10 русских мин, а иногда и все 40.
>В ходе боя противник может укрепиться так, что будет недоступен снарядам 75-мм калибра, - скажем, в блиндаже или в подвале крепкого каменного здания. На этот случай в немецком пехотном полку было 2 тяжелых 150-мм пехотных орудия. Они весили сравнительно немного (1750 кг) и стреляли на дальность до 5 км снарядом весом 38 кг.
У русских имелась куча оружия на такой случай: гаубицы, типа М-30 122-мм, минометы 120-мм. Правда гаубицы были не в стрелковом полку. Ну и что?
>Миномет - это не орудие точной стрельбы, это оружие заградительного ог-ня, он стреляет не по цели, а по площади, на которой находится цель. По теории вероятности, если стрелять достаточно долго, то какая-нибудь мина попадет и точно в цель.
Прекрасно он попадает в дом. Не с 1-й мины, так со 2-й. Или с 10-й. 10 мин он перекидает за полминуты с вероятностью попадания в дом близкой к 1.
>Но за время, которое потребуется для этой стрельбы, и цель может уйти из-под обстрела
Это дом уйдет из-под обстрела? Или траншея? А пока немцы 150-мм бегемота на огневой позиции разворачивают - цель не уйдет из-под обстрела?
>и вражеские артиллеристы могут обнаружить позиции минометов и уничтожить их.
Минометы поразят цель и сменят позицию прежде чем немцы зарядят свою дуру.
>Да и представим, что в рассмотренном нами примере у каменного здания прочные бетонные перекрытия, которые мина насквозь пробить не может. Противник будет в безопасности от огня наших минометов, поскольку в стену здания миномет выстрелить не сможет.
Не видал обыковенного бетонного здания которое не может разрушить 120-мм миномет, разве что спецздание какое-нибудь. Для спецзданий у нас много чего имелось - МЛ-20, Пе-2, Бр-2, А-19 т.д.
>Немецкие генералы настолько точно подобрали параметры артиллерийского оружия для своих дивизий, что, за исключением противотанкового, оно всю войну не менялось и лишь в производстве технологически совершенствовалось.
Настолько точно, что после войны никто такую артиллерию никто больше не делал. Даже сами немцы.