Шпионский процесс в Уфе: все идет по плану
Андрей Солдатов / также на «Эхо Москвы» /
Оскар Кайбышев
Прошлая неделя принесла новый шпионский процесс: снова в разглашении государственной тайны обвиняется ученый. То, что в настоящий момент известно о сути обвинения, которое предъявлено директору башкирского института сверхпластичности металлов Оскару Кайбышеву, очень напоминает процесс по делу Валентина Данилова.
И ничего неожиданного тут нет. Каждый год к 20 декабря, то есть ко дню чекиста, руководители местных управлений ФСБ раздают дежурные официальные интервью. Эта традиция такая. Башкирское Управление ФСБ – не исключение, и его руководитель Игорь Черноков в прошлом декабре тоже отчитался перед местными журналистами. Интервью как интервью, вполне официальное, к празднику.
Но вот любопытная деталь. Кроме обычных рассуждений о своей работе и успехах Черноков высказался и по делу Валентина Данилова, которое вообще-то вело не его управление, а совсем другое - Красноярское. При этом главный башкирский чекист смело оперировал цифрами из дела красноярского физика, утверждая, например, что из-за предательства Данилова иностранная разведка сократила срок разработки своих космических аппаратов не менее чем на десять лет.
Начальник башкирского УФСБ говорил уверенно, со знанием дела. Правда, я не могу утверждать, что он досконально ознакомился с материалами следствия по делу Данилова. Но, по крайней мере, можно говорить о том, что был проведен инструктаж с передачей опыта красноярских чекистов соседним управлениям ФСБ – и это как минимум. Не прошло и трех месяцев – и есть результат инструктажа: новый процесс.
И надо четко понимать, что это отнюдь не инициатива на местах.
Как раз накануне нового года Следственное управление возглавил новый начальник – Николай Олешко, о котором я несколько раз говорил в прошлом году. Дело в том, что Олешко всю жизнь занимался шпионскими процессами. Засветился на процессах и Данилова, и Сутягина, и Моисеева.
Именно с ним, кстати, совещался академик Рыжов после приговора Данилову. Чем кончилось совещание ученых с чекистами, мы знаем – Рыжова вызвали на допрос.
Между тем, проблема не в том, насколько хорошим или плохим профессионалом является новый начальник следствия ФСБ. Важно, в какой области он специалист.
Существует известный управленческий принцип, понятный любому руководителю. Если ты назначаешь министром обороны десантника, то главным родом войск станет ВДВ. Если главным режиссером Большого театра становится балетмейстер, значит, даже в опере будут ходить в пачках. А если возглавлять следствие ФСБ назначен не специалист по террористам, экономической безопасности и так далее, а специалист по шпионам – то везде и будут одни шпионы.
Вряд ли в руководстве ФСБ такие наивные люди, что этого не понимают. Так что ждем новых процессов.
Ссылки:
Институт проблем сверхпластичности металлов / ИПСМ РАН /
Биография О. Кайбышева