В последнее время о Китае у нас пишут особенно много. Отчасти это можно объяснить тем, что в 2004 году мы отмечаем знаменательную дату - 55-ю годовщину установления дипотношений между обоими государствами. Но главная причина все-таки не в этом, а в устойчивом и постоянно растущем интересе к нашему соседу. Есть серьезные основания полагать, что к середине XXI века Китай станет ведущей мировой державой. Нет в мире столицы, где бы не задумывались о том, как строить отношения с Пекином в текущем столетии. И, как правило, выбор однозначен - в пользу развития масштабного сотрудничества по всем направлениям. Такой выбор сделала и Россия.
Тем не менее до сих пор нельзя сказать, что в России сформировался общенациональный консенсус в оценке нынешнего характера и будущего развития отношений с Китаем. Причиной тому - не только периодические волны публикаций в СМИ с чуть ли не апокалиптическими прогнозами о неотвратимой "угрозе" нашей стране, ее военной и экономической безопасности. Мы просто мало знакомы с повседневной жизнью современного Китая, и это во многом объясняет живучесть исторических стереотипов.
Проблемы в отношениях с Китаем действительно существуют. А разве может быть иначе, когда речь идет о столь крупных соседях, интересы которых постоянно переплетаются? Разумеется, нельзя закрывать глаза на шероховатости и препятствия, которые затрудняют полноценное развитие сотрудничества с Китаем. Наоборот, их необходимо серьезно анализировать и пытаться устранить. Высокий уровень взаимного доверия и взаимопонимания позволяет откровенно и спокойно обсуждать любые, даже самые чувствительные темы, снимать недопонимание, находить компромиссные решения.
При этом следует помнить о "красной линии", заходить за которую недопустимо с точки зрения не только норм межгосударственного общения, но и национальных интересов самой России. Скажем, внутриполитическая стабильность в КНР - это не тема для досужих спекуляций. Столь же неуместно выглядят попытки некоторых политиканов и авантюристов от бизнеса "поиграть" на проблеме Тайваня. Принципиальная позиция России по Тайваню пересмотру не подлежит. Поддержка стабильного, устойчивого развития Китая - залог обеспечения стратегических государственных интересов России.
Нельзя сказать, что российско-китайские отношения полностью свободны от проблем, связанных с миграцией. Но не стоит и преувеличивать их масштабы, как это зачастую делают отечественные СМИ. По достаточно достоверным оценкам, общая численность граждан Китая, находящихся в России на относительно постоянной основе, едва ли превышает 150-200 тысяч. А официальные данные последней российской переписи населения дали куда более скромную цифру - 35 тысяч человек. И нет оснований говорить о том, что правительство КНР "побуждает" своих граждан переселяться в Россию, тем более нелегально.
Крайне важно укреплять социальную базу российско-китайских отношений, содействовать контактам между людьми, развитию туризма, межрегиональным и приграничным связям, наращивать взаимодействие в социально-гуманитарной сфере, в области культуры, науки, между СМИ обеих стран. Это будет нашим вкладом в устранение уродливых стереотипов восприятия Китая, еще бытующих в сознании многих европейцев и американцев.
Общий источник таких стереотипов - неуверенность относительно того, как поведет себя на международной арене "сильный Китай", когда он осуществит свои грандиозные планы модернизации, превратится в экономическую, научно-техническую и военную сверхдержаву. Но практика последних двух с лишним десятилетий показала: по мере стремительного развития Китая его внешнеполитический курс становился все более взвешенным и ориентированным на интеграцию в мировую экономику, а также сотрудничество по всем векторам. Есть полное основание полагать, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем. По мере повышения конкурентоспособности Китай все более эффективно отстаивает и реализует свои национальные интересы. Это естественный процесс, и единственной нормальной реакцией на него со стороны других государств, включая Россию, станет повышение эффективности собственной политики, а также конструктивное взаимодействие с Китаем в различных областях.
Сергей ПРИХОДЬКО, заместитель руководителя администрации президента России
Известия
Полностью статья будет опубликована в журнале "Россия в глобальной политике"