За чем публикую - за ради обьективности. Иногда, в погоне очернить реальные достижения демократии, ( не демократии
США, а демократии вообще как строя) мы говорим - а сами -то? А что сами? А они нормально. Оцените уровень критики и полемики...
Итак:
Джордж Буш обещал восстановить честь и достоинство Белого дома. Вместо этого он проявил безответственность. Безусловно, даже сторонники иракской войны должны быть встревожены реакцией администрации на недавние утверждения (бывшего главы американской комиссии по поиску оружия в Ираке) Дэвида Кея (David Kay). Теперь он признает, что Ирак не обладал оружием массового поражения и даже не разрабатывал активных программ для производства такого оружия. Так что инспекторы ООН, которые ранее подвергались осмеянию, были правы.
Во вторник Джордж Буш объявил, что война была оправдана - она якобы велась, ни много ни мало, в соответствии с резолюцией СБ ООН N 1441, - так как Саддам «не обеспечил нам доступ в страну». Так где же извинения? Где отставки? Где расследование по поводу этого провала разведслужб? Все, что мы имеем - это лишь вспышку гнева вице-президента США Дика Чейни, уклончивую риторику Джорджа Буша и решительные усилия с целью предотвратить проведение независимого расследования.
Дэвид Кей продолжает утверждать, что речь идет о полном провале разведслужб. Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) распространил убийственное сообщение о том, как иракская угроза была раздута и как бывшие чиновники в ходе военных приготовлений США предупреждали о том, что разведданные являются политизированными. Хотя доклад Хаттона (Hutton) (по делу о расследовании обстоятельств самоубийства британского эксперта Дэвид Келли - прим. пер.) оправдал Тони Блэра, тем не менее многие британцы, согласно опросам, уверены, что содержание доклада свидетельствует о попытке сокрытия фактов.
В любом случае, была допущена серьезная ошибка, и авторитету Америки в мире нанесен серьезный ущерб, но при этом никто не несет ответственности. Однако насколько мне известно, никто в администрации Буша ни разу не понес ответственности за ошибочные действия. Вместо этого были наказаны люди, вина которых лишь в том, что они говорят нелицеприятную правду. Официальные представители администрации Буша настойчиво пытались выжить и запугать любого, кто попытался выяснить все их «достижения». Давайте рассмотрим три примера.
Сначала - дело Валери Плейм (Valerie Plame). Когда кто-то в администрации предал огласке информацию о том, что госпожа Плэйм является тайным действующим агентом ЦРУ, вероятная цель состояла в том, чтобы запугать профессиональных разведчиков. И Белый дом вовсе не был заинтересован в том, чтобы вычислить виновного.
Другой пример - обструкция расследования терактов 11 сентября. Сначала администрация пыталась, вопреки всем историческим прецедентам, предотвратить проведение любого независимого расследования. Затем она пыталась назначить Генри Киссинджера на пост комиссии по расследованию. Затем администрация чинила препятствия работе комиссии, запретив ей доступ к важным документам и доказательствам.
Теперь глава комиссии по расследованию говорит, что из-за всех задержек и препятствий в ее работе он не сможет завершить подготовку доклада к крайнему сроку - 11 мая текущего года. Но администрация пытается не допустить предоставления комиссии отсрочки для более тщательной подготовки доклада.
И, наконец, еще одна важная история, которая в значительной степени выпала из поля зрения общественности. Речь идет о попытке администрации не допустить контроля за расходованием средств в Ираке. Обычно в структуре администрации имеются независимые, строго беспартийные, ревизоры, которым предоставляются широкие полномочия для проверки правильности расходования средств. Однако штаб нового главного инспектора в Ираке работает в беспрецедентных условиях, когда у него нет достаточных полномочий и независимости.
И независимость главного инспектора Пентагона тоже поставлена под сомнение. В сентябре прошлого года администрация приняла весьма спорное решение о назначении на эту должность Джин Льюис (Jean Lewis), которая играла главную роль в скандале Whitewater (расследование о причастности четы Клинтонов к махинациям с земельными участками компании Whitewater Development - прим. пер.).
Расследование продолжалось семь лет и обошлось налогоплательщикам в 70 млн. долларов. Так что никто не может заявить, что г-жа Льюис лишена партийных пристрастий. Когда сторонники Джорджа Буша требуют предъявить доказательства разбазаривания финансовых средств в Ираке, не упускайте из виду тот факт, что Белый дом систематически подрывал авторитет и независимость учреждений, которые могли найти эти доказательства.
И есть еще много других примеров. Эти люди политизируют все, от планирования вооруженных сил до научных оценок. Если вы с ними, вы не платите никакого штрафа за незаконные действия. Если же вы не говорите им того, что они хотят услышать, то вы становитесь врагом, и не важно, что вы говорите правду.
Однако главная суть проблемы не в Буше, а в том, что с Америкой сейчас происходит что-то неладное. Предыдущие президенты США тоже были бы не прочь поиздеваться над ЦРУ, осуществить обструкцию расследований и предоставлять своим друзьям право на выполнение выгодных заказов без надлежащего надзора. Но те президенты знали, что им этого не позволят. Что же случилось с нашей страной, которая позволяет этому президенту совершать такие действия и не нести при этом ответственности?
Пол Кругман
("The New York Times", США)
Плюс статья одной известной всем гадины:
2 февраля 2004 года. Ошибалось ли и почему ошибалось наше национальное руководство перед началом войны с Ираком, считая, что у того имеется оружие массового поражения (ОМП) - в конечном счете, вопрос, который должны дебатировать политики, а окончательно решать избиратели. Но два аспекта этого дела, которые имеют зловещие последствия для нашей национальной безопасности, требуют более срочной реакции: вопрос об ОМП нанес большой урон доверию к США во всем мире; кроме того, выяснилось, что разведывательные возможности США являются прискорбно недостаточными.
Америка сегодня господствует в мире, однако она не всемогуща. Следовательно, Америка должна, когда это нужно, быть способна мобилизовать подлинную и искреннюю поддержку других стран, особенно своих близких союзников. Она сумеет сделать это только в том случае, если ей будут доверять.
То, что доверию к США нанесен урон, не подлежит обсуждению. Это очень серьезно, когда сверхдержава N1 в мире начинает войну, избрав поводом для нее то, что впоследствии оказывается фальшью. Многочисленные опросы общественного мнения свидетельствуют, что во всем мире поддержка внешней политики США упала. Ярко проявляются негодование по поводу недавнего поведения Америки и недоверие к лидерам Америки даже в странах, которые участвовали в коалиции в Ираке. Доверие - необходимая составляющая могущества, и его утрата прямо сказывается на нашей долговременной национальной безопасности. Америка, которая обладает превосходством, но которая не пользуется доверием - это ослабленная в международном плане страна.
Первой линией обороны нашей страны, а также и отправной точкой для эффективной политики по обеспечению глобальной безопасности является надежная разведка США, пользующаяся доверием международного сообщества. Печальным фактом является то, что в иракском кризисе американская разведка оказалась не на высоте. Причин этой неудачи много, но наиболее очевидной является отсутствие эффективных ресурсов агентурной разведки, которое усугубляется чрезмерным доверием к иностранным разведывательным службам (примером чего является сфабрикованное сообщение об уране из Нигера).
Долгие годы Соединенные Штаты являли собой образец новаторства в научно-технической разведке против Советского Союза, арсенал вооружений которого тоже находился в сильной зависимости от науки и технологии. Соответственно, Соединенные Штаты были хорошо информированы о масштабах производства и развертывания (систем оружия) и даже о планах войны своего наиболее вероятного стратегического противника.
Что касается Ирака, здесь все обстояло наоборот. Соединенные Штаты, как нам сейчас известно, были слабо информированы не только об уровне иракских военных возможностей, но также о военных и политических планах Ирака. Это говорит за то, что средства, которые использовались для выявления с достаточной точностью природы и размеров советского арсенала, не позволяли разгадать относительно отсталые военные возможности Саддама Хусейна (Saddam Hussein) или осуществить проникновение в его примитивный правящий режим, даже несмотря на то, что значительная часть иракского населения ненавидела его.
Не существует оправданий для неадекватности разведывательной службы, которая обеспечивает основу для принятия решений и формулирования политики США. Хотя Ирак был автократией, он являлся гораздо более уязвимым для проникновения, чем тоталитарный Советский Союз. Он, безусловно, был гораздо более пористым, чем современная Северная Корея. Просто неприемлемы неправильные выводы и неточная информация, базировавшиеся (как нам сегодня известно) преимущественно на экстраполяциях и гипотетических заключениях. Очевидные недостатки американской разведки, если их не устранить, представляют слишком большой риск для будущего.
Сегодня, в отличающихся возросшим разнообразием условиях периода после "холодной войны", доступ к достоверной политической разведывательной информации, которую обеспечивает агентурное проникновение в высшие звенья управления потенциальных противников, является необходимым требованием для принятия ответственных решений в области глобальной политики. Поэтому вопросом высокой национальной срочности является возможно более быстрое принятие ряда мер, которые дали бы нашим политикам, ответственным за принятие решений в интересах нации, более надежную основу для выработки политического курса, который будет пользоваться международной поддержкой. В частности:
- Администрации следует честно признать, что Соединенные Штаты были дезинформированы в отношении состояния и уровня иракских вооружений - факт, который уже очевиден для большей части планеты;
- Нужна реорганизация разведывательного сообщества; необходимо в срочном порядке принять соответствующие меры в этом направлении. Для восстановления доверия необходимо повысить ответственность и подотчетность.
- Небольшому комитету опытных людей, которым администрация доверяет (соответственно, в этом комитете не должно быть ее критиков вроде Вашего покорного слуги) следует поручить в короткий срок разработать и представить президенту план смены приоритетов и modus operandi разведывательного сообщества, сделав больший упор на создание эффективной агентурной разведки.
Угроза нашей национальной безопасности настолько серьезна, что невозможно решать вышеозначенные задачи традиционными способами. Нас не может устроить обычный подход, заключающийся в том, что дело поручают высокопоставленной комиссии, которая работает без спешки. Еще хуже было бы положить это дело под сукно. Если господствующая в мире нация будет слепа, то она сможет отразить угрозу только тогда, когда опасность будет уже неминуема. Лидирующая роль Америки в мире вправе рассчитывать на большее. Слово Америки снова должно стать непререкаемым для всего мира.
Збигнев Бжезинский
("The Washington Post", США)
статьи взяты с Иносми.ру.