Вторая статья
Россия и Европа - это не просто разные государства, это разные миры
Критикуя нас и советуя нам, европейцы зачастую пытаются навязать России определенные, выгодные Европе, установки. Тем не менее многое из того, как оценивают нас европейские друзья, оказывается не только горькой истиной, но и темой для полезных размышлений. О состоянии российско-европейских отношений и их перспективах рассказывает директор Германского совета по внешней политике по программам России и стран СНГ Александр Рар.
- Как вы считаете, почему в отношениях России и ЕС наступило столь резкое охлаждение?
- Я думаю, потому, что первоначальные ожидания были слишком завышенными. С двух сторон, но в первую очередь - ожидания европейцев того, чего они хотели бы увидеть в России. В действительности же оказалось, что Россия и Европа - это не просто разные государства, это разные миры, разные планеты. Для среднего европейца Россия - это вообще довольно отдаленная и маргинальная страна, а европейские политики сейчас сильно погружены в свои внутренние проблемы - необходимость реформировать политическую структуру ЕС, Ближний Восток, борьба с терроризмом, вопрос, разрешать Турции присоединяться к ЕС или нет, как укрепить трансатлантический союз с Америкой. А Россия, скажем, во внешней политике в Европе играет периферийную роль. Сейчас Европа не знает, что с Россией делать: принять ее в Евросоюз нельзя, сама она этого тоже не хочет. Наверное, европейцы считают, что у них достаточно времени, чтобы отодвинуть вопрос о том, что делать с Россией, на потом. Они улыбаются, разговаривают, но держат ее на дистанции, пока не найдутся время, энергия и идеи.
Россия понимает внутри себя, я думаю, в первую очередь Путин понимает, что страна не может развиваться вне Европы, не может вернуться к сталинскому времени, изолироваться от всего остального мира. Из Европы в Россию идут важные цивилизационные потоки, которые помогают ей становиться демократическим государством, и импульсы для модернизации российской экономики. России связь с Европой нужна намного больше, чем ЕС. И это дисбаланс. При этом Россия - очень гордая страна и не хочет просто признать то, что для Европы она второстепенна, поэтому с ее стороны возникают разные обиды. Поэтому Россия и при Ельцине, но особенно при Путине громко стучится в дверь Европы и говорит: "Вы должны нас пустить, наше место тоже на европейском континенте; вы не можете строить европейский континент только на базе и на фундаменте ЕС - это невозможно, мы не хотим". Но когда европейцы улыбаются и спрашивают: "А что вы можете нам предложить?" - то Россия говорит: "А мы не знаем, и у нас тоже планов нет, у нас стратегии нет; главное только, что нас пустите".
- Пустите куда?
- В Европейский союз, в Европу.
- Но Россия же не хочет вступать в Евросоюз.
- Нет, она хочет не в Евросоюз, а в Европу. При этом у России нет представления о том, что такое Европейский союз. Россия долгое время вообще не воспринимала и не обращала никакого внимания на то, что восточноевропейские страны скоро вступят в ЕС. Она, как достаточно гордая страна, смотрела на это, как на какой-то муравейник под ногами. Сейчас Россия понимает, что она теряет очень много в торговле с бывшими союзниками - странами Варшавского договора, если эти страны будут в первую очередь ориентировать весь свой бизнес на Брюссель, будут подчиняться брюссельским законам. И Россию заставляют сейчас признать то, что соглашения по партнерству и сотрудничеству, которые были подписаны в 1994 году, распространятся и на Восточную Европу. Теперь же российский МИД со своими недальновидным менталитетом просто лбом сталкивается с ЕС по этой проблеме, которая была очевидна для всех еще десять лет назад, когда только начался процесс расширения ЕС.
- А почему так произошло, из-за просчетов нашей дипломатии?
- Отчасти да. Россия всегда хочет все сразу. Она считает, что она большая страна, и поэтому ей не нужно ни с кем отдельно договариваться. А потом получается, что вокруг стоит стена. И оказывается, что такая страна, как Люксембург или Эстония, может предъявлять претензии к России, а Россия вообще эти страны всерьез не принимает. Вот, например, китайцы так не делают. Они договариваются всегда с любым блоком или с любым союзом через компромиссы: с той страной такие отношения, с другой - такие. Россия на протяжении последних десяти лет (может быть, исключая период внешней политики Козырева) вообще не занималась Восточной Европой. Президент Путин навестил, по-моему, Восточную Европу всего два раза: он был один раз в Польше и в Любляне встречался с Бушем. А так российские политики на территории бывшего Варшавского договора вообще не появляются, потому что они на них обижены. Но теперь эти же страны, которые действительно еще пару лет тому назад где-то болтались между Западом и Россией, становятся полноценными членами ЕС, они начинают создавать свои политические институты, они начинают очень сильно влиять на решения Брюсселя, на решения тех же западных стран ЕС, что опять-таки имеет, к сожалению, отрицательное влияние на политику всего ЕС по отношению к России. Потому что поляки, венгры, чехи во многом определяют сейчас тон в Европе по отношению к восточной политике ЕС. И Россия от этого теряет, потому что она с этими странами пока что не смогла отстроить нормальных отношений. Россия сейчас столкнулась с фактом, что эти страны являются барьером, а не мостом в Европу для России.
- Но вряд ли это является главной причиной в ужесточении позиции ЕС.
- Нет, конечно. Основная проблема во взаимной недооценке заключается в том, что ЕС недооценивает силу России, считает, что она страна маргинальная, как Турция, что ее можно оставить в предбаннике и ждать, пока она изменится настолько, что ее можно будет как-то ассоциировать с ЕС. А Россия всегда смотрела на ЕС как на экономический региональный союз каких-то западноевропейских стран, которые без Америки все равно ничего решить не могут. Однако сейчас в ЕС появляется много новых черт, которые потенциально могут сильно отразиться на дальнейших отношениях с Россией. Это создание собственных вооруженных сил, медленная эмансипация от НАТО, свои собственные европейские миротворческие операции в Африке, на Балканах, даже прицел на СНГ, на территорию бывшего СССР. Российское руководство по-прежнему эти явления всерьез не берет, потому что считает, что европейцы беззубы и не договорятся. Проблема же в том, что ваш МИД опять все проморгает, а когда встает вопрос, как вести себя по отношению к России, то здесь, в Евросоюзе, склонны очень быстро договариваться о том, как можно противостоять России и как можно обороняться от нее, нежели слушать разумные советы канцлера Германии Шредера, который вместе с Берлускони и отчасти с Шираком является сегодня единственной политической силой, которая здесь, в ЕС, выступает за продолжение крупного и серьезного стратегического партнерства с Москвой.
- Понятно. А вот как вы считаете, где же могут возникнуть геополитические столкновения их интересов?
- Во-первых, Калининград. Он станет анклавом на территории ЕС. Года через два этот анклав будет настолько втянут в экономические механизмы Европы и вовлечен в сферы экологических проблем, электричества, снабжения, транспортных путей, что, вполне возможно, там начнутся сепаратистские настроения. Как Россия будет реагировать на это - большой вопрос. Второй момент - Грузия. Есть специалисты, которые считают, что та революция роз, которая произошла в Грузии, - это начало того, что мы пятнадцать лет тому назад наблюдали в виде бархатных революций в Восточной Европе. То есть, другими словами, эта революция роз сейчас поползет на Азербайджан, потом на Молдавию - именно те регионы, где элиты смотрят уже гораздо более пристально на Брюссель и на Европу, нежели на Москву, и хотят как можно скорее уйти с орбиты России. Несмотря на то что они полностью экономически зависят от России. На Украине сейчас состоятся президентские выборы. В Белоруссии Лукашенко, кстати, тоже неоднозначно ведет пророссийскую политику, а мечется уже, как и Кучма, между Западом и Востоком. Эта ситуация в плане геополитики очень интересна (с точки зрения, конечно, циничного наблюдателя, а не людей, которые там живут). Происходит скрытое перетягивание канатов: чье это ближнее зарубежье, ЕС или России? То, что я сейчас описываю, ни к чему хорошему привести не может, потому что оно портит отношения между ЕС и его главным партнером на Востоке - Россией.
- Существует такая точка зрения, что России становится все сложнее общаться с Евросоюзом по мере того, как Евросоюз вырабатывает единую внешнюю политику. Как вы бы могли это прокомментировать?
- Действительно, у Путина есть прекрасные отношения со Шредером, с Шираком, с Берлускони. Я думаю, что проблемы начинаются на втором-третьем уровне в бюрократии, на уровне типичных брюссельских чиновников. Кремль не умеет с ними работать. Российская управленческая машина, в первую очередь внешние аппараты, в принципе еще не испытала ту перестройку, которую нужно было пройти после опытов последних пятнадцати лет. Я могу сказать о своих собственных наблюдениях и о том, что мне говорят чиновники-немцы или старые европейцы в структурах ЕС и НАТО. Они говорят: "Вот даже азербайджанцы приезжают к нам на все заседания, приходят, дружат, стоят там с бокалами шампанского на приемах - они всюду тут крутят, вертят - тем более восточные амбиции - на всех тусовках НАТО и ЕС, а русских почти не видно". Русские гордые, они приезжают туда только с большими делегациями и только когда обсуждают Россию, а так в кулуарах их почти не видно. То есть они не имеют влияния под ковром, за кулисами, на принятие достаточно важных решений, которые касаются общей Европы. Может, это и мелочь, но последствия от таких мелочей огромны.
- Представим себе, что вы были бы, предположим, советником президента по внешней политике. Что бы вы посоветовали изменить в нашей дипломатии для того, чтобы она стала более эффективна в отношении с ЕС, чтобы мы могли легче находить взаимопонимание и испытывать меньшее давление?
- Например, Россия должна вести очень активную политику с восточноевропейскими странами, особенно там, где у нее есть экономические интересы. Если взять те же ЮКОС, "ЛУКойл" или "Газпром", то они давным-давно имеют колоссальное лобби в этих странах, потому что уже скупают там заводы с потрохами, являются большими игроками на политической и экономической сценах этих стран, но госполитика за этим не поспевает, ее нет, ее не видно. Российское экономическое влияние там есть, а политического нет. Может, опять-таки Россия слишком гордая и не хочет разговаривать со странами, в которых такая антироссийская политика.
- Что происходит с самим Евросоюзом и как вы видите его ближайшее будущее? Думаете ли вы, что в ближайшем будущем Евросоюз сможет стать именно не союзом отдельных государств, а государством?
- Вы знаете, я думаю, что я даже так отвечу: другой альтернативы у нас просто нет. Другая альтернатива - это развал, а после развала - войны на территории Европы. Процесс объединения уже зашел слишком далеко, чтобы его можно было остановить без серьезных деструктивных последствий. Ракета пущена, первая ступень уже отпала, вторая отпала, сейчас третья зажигается. Невозможно процесс остановить. Как много времени это займет? Я думаю, может быть, еще лет двадцать. То, что не принята конституция, естественно, не катастрофа, потому что через год-полгода будет найден компромисс - так все здесь думают, кстати. Я уверен, что Европа будет Соединенными Штатами Европы уже в первой половине этого века.