Слухи о падении курса доллара относительно других валют муссируются не первый день. А вчера свои опасения по этому поводу высказал и Международный валютный фонд.
Нынешний мировой финансовый кризис (многие эксперты пока не решаются использовать это понятие) почему-то явился неожиданным не только для обывателей, но и для многих профессионалов. Между тем он является закономерным продолжением тех кризисов, которые происходили в последние 15-20 лет. И по многим признакам он представляет собой лишь определенную фазу фундаментального системного кризиса мировых финансов.
Это касается устройства всей мировой денежно-валютной системы. С начала 70-х годов с окончательной отменой "золотого стандарта" денежная масса государств более не привязана к каким-либо твердым активам или "вечным ценностям". Однако в то же время в мире существует фактическое неравенство денежных единиц различных стран. Это приводит к тому, что некоторые "избранные" страны могут позволить себе избыточный рост денежной массы практически безнаказанно. Более того, способствуя периодической девальвации валют остальных стран, они подрывают массовое доверие к альтернативным валютам. Таким образом, с помощью подобных операций они осуществляют постоянное относительное перераспределение мирового богатства в свою пользу.
Но перекосы и дисбалансы здесь достигли весьма опасного уровня. Как известно из теории сопротивления материалов, никакую балку нельзя нагружать бесконечно - в какой-то момент она не выдержит нагрузки и обвалится. Похоже, что одна из важнейших балок здания мировых финансов дала заметную трещину. Мы имеем в виду долговой характер экономики США.
По итогам I квартала 2001 года суммарная задолженность всех секторов американской экономики составила 28 триллионов долларов и таким образом практически в 3 раза превышает ВВП США. Для страны, являющейся эмитентом мировой валюты, согласитесь, это уже неприлично. Причем немалая часть этих долгов находится в руках иностранных держателей - более 40% госдолга и более 25% долгов американских корпораций. При этом ведущие мировые рейтинговые агентства отмечают как рост дефолта граждан США по своим долговым обязательствам (что ухудшает качество кредитных портфелей американских банков), так и резкий рост числа корпоративных дефолтов: только за I квартал этого года их объем превысил общий объем дефолтов за весь 2000 год.
Это касается устройства современного валютного рынка, который по мере своей трансформации все менее напоминает хрестоматийный рынок совершенной конкуренции. Он более не исправляет тех диспропорций, которые призван исправлять, а, наоборот, усиливает их. В теории одной из функций валютного рынка является устранение дисбалансов во внешней торговле. В условиях растущего с 1991 года внешнеторгового дефицита США курс доллара должен был бы снижаться. На практике летом этого года он достиг 15-летнего максимума по отношению к корзине мировых валют.
В большой мере и экономический рост США, и благосостояние американских граждан зависят от финансовой подпитки из-за рубежа. Дефицит счета текущих операций США достиг астрономических размеров, составив по итогам 2000 года 435 миллиардов долларов. И если экстраполировать темпы роста этого показателя на несколько лет вперед, то к 2003 году дефицит должен составить 800 миллиардов. Но чтобы делать инвестиции, необходимые для экономического роста, а тем более расплачиваться по долгам, в стране должны осуществляться накопления. Еще в 80-е годы норма личных сбережений в США, составлявшая около 9% ВВП, вызывала тревоги, поскольку была в несколько раз ниже, чем в других странах, и не могла служить основой для долгосрочного роста экономики положительными темпами. Сейчас этот показатель составляет отрицательную величину -1% (самое низкое значение со времен "великой депрессии"), а норма сбережений всего частного сектора -5,4% (рекордно низкий показатель). Даже экономический советник президента США Лоуренс Линдсей недавно отметил, что американская экономика "вступила на неизведанную территорию". Согласится ли мир в таких условиях и дальше дотировать американскую экономику? И до каких пор валютный рынок будет игнорировать реальность?
Мощь доллара теперь во многом базируется на таком хрупком и капризном чувстве, как доверие международных инвесторов к американской экономике. А оснований у такого доверия становится все меньше. Так, что-то странное происходит в статистических органах США. Пересмотр в сторону понижения важнейших экономических показателей (динамики ВВП, производительности труда, данных о росте прибылей компаний и др.), причем часто радикальный, стал просто систематическим явлением. Вспоминается анекдот о Госкомстате СССР 80-х годов: "Есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика". Не удивительно, что главный экономист инвестиционного банка Bear, Stearns & Co. Уэйн Энджелл, бывший в недавнем прошлом одним из руководителей ФРС США, прогнозирует, что и данные о росте ВВП за II квартал будут пересмотрены с 0,7% в годовом исчислении до 0%.
К тому же в последнее десятилетие валютный рынок стал объектом манипуляций крупных спекулянтов, от действий которых страдают целые страны и их ни в чем не повинное население, что отчетливо показал "азиатский" кризис 1997 года.
Это касается и современного рынка ценных бумаг, который в последние годы стал оправдывать марксистский термин "рынок фиктивного капитала". Крах фондового рынка США, самый мощный более чем за полстолетия, совершенно закономерен в свете всех тех эксцессов, которые накапливались на нем в течение 1990-х годов. И по своей иррациональной динамике, и по степени переоцененности активов фондовый бум времен "новой экономической парадигмы" 90-х годов абсолютно сопоставим с биржевой лихорадкой 20-х годов. Уже весной этого года в результате падения цен на акции "сгорело" 5 триллионов долларов только на фондовом рынке США и 10 триллионов во всем мире. И похоже, что падение будет продолжаться. Но несмотря на известную трагичность событий, следует признать в них здоровое начало, поскольку произошедшее падение котировок знаменует процесс "возвращения к реальности".
Но что будет, если в условиях глубокой дестабилизации мировых финансов кризис затронет рынок деривативов - фьючерсов, опционов, свопов и т.п.? Ведь суммарная номинальная стоимость подобных контрактов за 90-е годы выросла десятикратно и превысила 100 триллионов долларов, не считая деривативов валютного рынка, а вместе с последними - приближается к 500 триллионам долларов!
Однако апокалиптические сценарии развития событий все же неуместны. Также как не стоит видеть в нынешнем кризисе своего рода катарсис, поворотный пункт на пути к новой конструкции мировых финансов. Скорее всего, время для драматической развязки еще не наступило. В конце концов, в настоящий момент у доллара пока нет достойной замены в качестве мировой валюты. Даже евро пока отсутствует в наличном обороте. Да и экономическое положение в Европе, не говоря уже о Японии, сейчас не намного лучше, чем в США. К тому же пока незаметно ни внятной политической воли к перестройке системы мировых финансов, ни ярких лидеров, готовых к осуществлению подобной задачи. Так что наиболее вероятно, что решающие события произойдут не раньше чем через 5-10 лет.
Стоит ли опасаться нынешнего кризиса российским гражданам, держащим свои накопления в долларах? Вероятность того, что доллар обесценится к основным мировым валютам, а тем более к рублю, в разы, хотя и не нулевая, является все же крайне низкой. Также маловероятна акция американского правительства по признанию всех долларов, "гуляющих" за пределами США, нелегальными. Возможная девальвация доллара даже на десятки процентов вряд ли сильно скажется на покупательной способности российских граждан - мировая торговля слишком сильно привязана к доллару. Да и внутренние производители, например застройщики, по большей части привыкли исчислять свою выручку в у.е., то есть в тех же долларах. Ну разве что меньше россияне смогут купить европейских автомобилей.
Что касается российской экономики в целом, то она от мирового финансового кризиса может даже получить известные выгоды. Например, капиталовложения. Уже сейчас сотни миллиардов, а то и триллионы долларов "горячих капиталов" различных инвестиционных фондов пришли в движение и передислоцируются, убегая с фондового рынка, из Аргентины, Турции, Бразилии, Мексики... Часть из них, наиболее трусливая, забыв о доходности, нашла пристанище в наиболее надежных активах - в облигациях с высоким рейтингом, золоте, недвижимости. Но далеко не всех инвесторов устраивает низкая доходность. К тому же на фоне повышения общего уровня рискованности финансовых активов многие инвесторы стали готовы к принятию более высокой степени риска. И Россия с ее нынешним неплохим уровнем государственных финансов, продолжающимся экономическим подъемом и сравнительной дешевизной активов является неплохой альтернативой для международных инвестиций.
[img]biggrin.gif[/img]
[img]biggrin.gif[/img]
Кто что думает ?
Источник - страна.ру
З.Ы. МИГ, радуйся !!!